«Боб Дилан: Никому не известный» напоминает о времени, когда музыка что-то значила
В вышедшем в 2007-м фильме «Меня там нет» Тодда Хейнса одного из самых влиятельных американских музыкантов последних 60 лет Боба Дилана играют Ричард Гир, Хит Леджер, Бен Уишоу, Кристиан Бэйл и даже Кейт Бланшетт. Смысл фильма, если сформулировать коротко, в том, что все мы в каком-то смысле Боб Дилан и в то же время никто не Боб Дилан — все мы хотим свободы и одновременно личного счастья, признания и в то же время покоя, и часто это взаимоисключающие вещи. «Меня там нет» состоял из серии сценок, объединенных настроением, которое для Тодда Хейнса и создает феномен под названием «Боб Дилан». В новом, вышедшем 25 декабря в прокат США (в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) байопике жизнь Дилана показана более традиционно и прямолинейно, но не без интересных выводов.
Плюсы:
— многие байопики, особенно в последние годы, не стремятся объять всю биографию своих героев, тем более что жизнь 83-летнего Боба Дилана уложится разве что в сериал на несколько сезонов, а не в двухчасовой фильм. Режиссер Джеймс Мэнголд, не новичок в жанре музыкального байопика (его «Переступить черту» о кантри-звезде Джонни Кэше 20 лет назад получил пять номинаций на «Оскар»), рассказывает о четырех годах из жизни Дилана — с момента, когда он приезжает в 1961-м из Миннесоты в Нью-Йорк, чтобы познакомиться со своим кумиром Вуди Гатри (Скут Макнэйри), и до его скандального выступления на Ньюпортском фестивале фолк-музыки в 1965-м — считается, что именно с того вечера рок начал выдавливать более интеллигентную, но бесхребетную фолк-музыку (это как если бы на Грушинском фестивале бардовской песни выступили Sex Pistols). Перед нами, таким образом, попытка показать ранние шаги и правда никому не известного музыканта-самоучки, того самого, который стал рупором поколения, пока остальные его ровесники, как выражается в фильме все тот же коллега Джонни Кэш, не стоили «волос на его заднице»;
— «Боб Дилан: Никому не известный» также гуглится под названием «Совершенный незнакомец», более точным переводом английского оригинального A Complete Unknown. Это название в свою очередь взято из текста знаменитой песни Дилана Like A Rolling Stone, написанной в 1965-м, как раз в конце показанного в фильме периода, когда музыкант наконец добился славы, но тут же об этом пожалел. В общем, это и есть фильм об изнанке мечты. Роберт Циммерман взял себе псевдоним Боб Дилан и разыскал своего кумира Вуди Гатри, чтобы спеть ему песню Song to Woody. Но для Гатри вся эта музыкальная история уже не важна, потому что он неизлечимо болен и прикован к кровати — болезнь отняла у него возможность наслаждаться жизнью именно тогда, когда она была особенно хороша. Дилан добился заслуженной популярности, но тут же возненавидел прыгающих на него наглых фанатов. Став звездой фолка, он очень быстро понял, что этот жанр — болото для людей, предпочитающих скрываться от социальных проблем и вообще реальности — действие фильма происходит под расовые беспорядки, Карибский кризис 1962 года и убийства Джона Кеннеди и Малкольма Икс. Прогрессивной музыкой молодых становился рок, и Дилану нужно было сделать выбор — продолжать сочинять и играть песни под акустическую гитару для недобитых битников и сохранить хорошие отношения со своим ментором и покровителем Питом Сигером (Эдвард Нортон) или поддаться энергии наступивших бунтующих 1960-х и стать голосом поколения, то есть попасть в историю, но остаться в одиночестве;
— Тимоти Шаламе, про которого еще пару месяцев назад никто и подумать не мог, что из него может получиться убедительный Боб Дилан, отлично справился с ролью — он не столько попытался воспроизвести его манеру, сколько выдал ее несколько измененную и оттого вызывающую уважение интерпретацию. К счастью, фирменная «гнусавость» Дилана, из-за которой его в 1960-х полюбили интеллигентные неформалы, на месте. Актеры вообще хороши — от Эдварда Нортона другого и не ждешь, а Эль Фэннинг и Моника Барбаро, исполнительницы ролей двух главных женщин в жизни Дилана в 1960-х — художницы Сильви Руссо (измененное для фильма имя дилановской подруги Сюзи Ротоло) и певицы Джоан Баэз — на контрасте поданы как преданная кроткая блондинка и роковая независимая брюнетка;
— байопики еще популярных и часто даже ныне живущих музыкантов, создаваемые режиссерами категории «А» — непрекращающийся тренд. В последние годы выходили байопики Фредди Меркьюри, Уитни Хьюстон, Эми Уайнхаус, Леонарда Бернстайна и Элтона Джона, в этом году вышла «Мария» о Марии Каллас и сейчас снимается «Избавь меня от небытия» о Брюсе Спрингстине. «Боб Дилан: Никому не известный» совсем не теряется в этой компании. Напротив, у Тимоти Шаламе есть шанс войти в историю как самый молодой обладатель «Оскара» в номинации «Лучшая главная мужская роль».
Минусы:
— формально «Боб Дилан: Никому не известный» даже не пытается настолько изучить своего персонажа, чтобы ответить на вопрос, кто же он, собственно, такой. Что сделало Дилана Диланом? Главный герой появляется в фильме уже состоявшимся взрослым 20-летним человеком. У него нет прошлого, а в финале мы знаем, какое у него будет будущее, только потому что мы в курсе, кто такой Боб Дилан. Джеймс Мэнголд честно следует фактам и рассказывает историю музыканта, не слишком углубляясь в его психологию, возможно, из нежелания сесть в лужу и домысливать за человека, который жив-здоров и знает себя гораздо лучше любого сценариста. Дилан в исполнении Шаламе выглядит ранимым, но цельным, и достаточно противоречивой фигурой, чтобы оставить о себе много недосказанного после финальных титров. И это гораздо лучше, чем если бы после них была поставлена точка.
Фото: Searchlight Picture