«Большая сигара» о побеге главы «Черных пантер» из США на Кубу легко говорит о серьезных вещах
Из тюрьмы один из основателей «Черных пантер» Хьюи Перси Ньютон (Андре Холланд) вышел настоящим героем. За 22 месяца отсутствия из него сделали не просто героя, а настоящую икону, которой, разумеется, живо заинтересовались федералы.
В 1974-м, спустя семь лет после первого срока, его вновь обвинили в убийстве. Стало понятно, что Хьюи необходимо убраться из страны, и за помощью он обратился к Берту Шнайдеру (Алессандро Нивола) — продюсеру «Беспечного ездока» и «Последнего киносеанса». Берт уже давно искал возможности помочь Хьюи в его правом деле и быстро придумал дерзкий план переправки Ньютона на Кубу под видом съемок фейкового фильма «Большая сигара». Разумеется, великолепно этот план смотрелся лишь в умозрительной перспективе, а на деле обернулся чередой более или менее опасных приключений.
Сериал про лидера «Черных пантер», снятый в момент, когда движение BLM по-прежнему популярно, кажется не лучшим способом провести вечер. Тем приятнее, что «Большая сигара» совсем не то, чего ожидаешь, учитывая подобные вводные. Ключевым здесь выглядит, как ни странно, имя Дона Чидла, который выступил постановщиком двух серий. Актер девять лет назад дебютировал в режиссуре фильмом «Убить трубача». Это бодрый и почти полностью вымышленный фильм-анекдот, который на поверку был вполне объемным и достоверным портретом великого Майлза Дэвиса — именно что художественным, а не претендующим на документальность. Кстати, главную роль Чидл, много лет вынашивавший очень личный проект, сыграл сам. С тех пор авторских фильмов Дон не снимал, но «Большая сигара» несет в себе проявившееся в «Убить трубача» редкое сегодня качество — умение говорить о важных для автора вещах легко и увлекательно.
В основе сюжета «Большой сигары» — биография Хьюи Ньютона, однако основной прием здесь похож на то, что был использован Чидлом в «Убить трубача». Это рассказ о неочевидном эпизоде из жизни серьезного борца за свободу. История его побега на Кубу вполне реальная, а сценарий основан на одноименной сериалу статье Джошуа Бирмена, которая была опубликована в журнале Playboy в 2012 году. Бирмен, кстати, также написал основу для другого фильма с похожим сюжетом — он назывался «Операция «Арго» и получил три «Оскара».
Тогда же, в 2012-м, зашла речь и об экранизации, которая изначально планировалась в формате полнометражного фильма. Собственно, нехватка фактов для длинной дистанции — главный формальный недостаток сериала Apple TV+. Довольно быстро становится понятно, что самой истории здесь в лучшем случае часа на два. Остальное время заполнено флешбэками, скетчами и повторами одних и тех же эпизодов с разных точек зрения. Эта нелинейность повествования, ассоциативные скачки во времени и прочие выкрутасы несколько запутывают восприятие, но опять же не вызывают отторжения — даже напротив.
Сценарист недавно закрытого сериала HBO «Время побеждать: Расцвет династии Лейкерс» с самого начала дает установку на калейдоскопичность повествования. Сериал стартует с развернутого флешфорварда, из «Википедии» легко узнать подробнее о жизни Ньютона, Шнайдера и других героев. Сделать это, пожалуй, стоит для того, чтобы не относиться к истории слишком серьезно. Тем более что на легкости настаивают интонация, саундтрек и монтажные приемы, дробящие кадр на части в духе кино 1970-х. Где-то на периферии мелькают реальные голливудские звезды той эпохи типа молодого Джека Николсона, герои перекидываются байками о съемках «Беспечного ездока». Для человека, хоть немного погруженного в историю «нового Голливуда», «Большая сигара» вполне может стать настоящим фильмом-праздником.
Другой, более драматичный полюс повествования, разумеется, злоключения Ньютона в великолепном исполнении Андре Холланда. Он играет героя живым и разнообразным, во многом схожим по динамике с Малькольмом Икс в исполнении Дензела Вашингтона из фильма Спайка Ли. Эта картина, напомним, кстати, начиналась непредставимым сегодня кадром с горящим американским флагом. В «Большой сигаре» таких лобовых высказываний, конечно, нет, но с флагами тоже происходит много неприятного — например, они падают во время теракта в открытой «Черными пантерами» больнице. Так сериал показывает, что легкомысленность интонации совсем не означает отрыв от текущей реальности.
Фото: Apple TV+