В последние годы поджанр драмы о противостоянии человека и безжалостной суровой природы переживает новый подъем, и во многом это заслуга североевропейских кинематографистов.
Продюсером нового фильма от Netflix (на сервисе его можно посмотреть с 2 марта) выступил исландец Балтазар Кормакур, чья фильмография переполнена восхищением людьми, выживающими в экстремальных условиях («Эверест», «Во власти стихии»), а режиссером картины стал датчанин Петер Флинт («Битлы», «Последнее завещание Нобеля»). Наконец, главным вдохновителем «Борьбы со льдом» стал исполнитель главной роли, датский актер Николай Костер-Вальдау («Игра престолов»), выступивший еще и продюсером и соавтором сценария. Эта достойная компания решила рассказать нам реально случившуюся больше ста лет назад историю о миссии датского полярного исследователя Эйнара Миккельсена, неожиданно продлившейся больше двух лет. Идея снять об этой экспедиции фильм сама по себе похвальна, но у него есть не только плюсы.
Плюсы:
— тема выживания в экстремальных условиях модна не только у скандинавов и не только в кино. Успех сериалов последних лет — «Террор» и «Северные воды», к примеру — показывает, что людям интересны не надуманные проблемы вроде лженаследницы Анны Дельви («Изобретая Анну»), а отношения человека с миром за пределами наших цивилизационных хлопот, с миром, где смерть или увечья могут быть следствием одного неосторожного шага, непродуманной мелочи или банального невезения. Зрители хотят широких жестов, высоких ставок и настоящих испытаний. В «Борьбе со льдом» у капитана Миккельсена и единственного члена его «команды», механика Ивера Иверсона (Джо Коул), все идет не так — то упряжка с собаками сорвется в пропасть, то сломается примус, от которого при морозе −40 в прямом смысле зависит жизнь. Кажется, что чем комфортнее быт благополучной нации, тем больше ее тянет к противоположным переживаниям;
— мы знаем, что на дворе 1909-й, потому что Иверсон говорит: «Слышали? Сейчас строят самый большой корабль в мире — “Титаник”?», и дальше его собеседники выражают сомнения по поводу целесообразности такой гигантомании. К тому моменту, когда «Титаник» затонет, экспедиция Миккельсена как раз закончится. Эти три года, совпавшие со строительством, запуском и гибелью «Титаника», символично показывают торжество проверенных привычек и знаний над безрассудной ошибкой прогресса;
— Миккельсен и Иверсон вдвоем отправляются в долгий поход на собаках в Восточную Гренландию (фильм снимался в Исландии) не просто так. Американцы пытаются доказать, что огромный остров разрезает пролив Пири, и претендуют на вторую часть принадлежащей Дании территории. Таким образом миссия Миккельсена, в свою очередь ищущего следы экспедиции Людвига Мюлиус-Эриксена, погибшей в 1907-м, была очень важной для своего времени с точки зрения не только географии, но и геополитики;
— за годы жизни в суровых условиях Арктики Миккельсен и Иверсон пережили все, от потери собак и голода до цинги и нападения белого медведя. Но самая большая неприятность их ждет не со стороны природы, а когда подводит собственный разум — у Миккельсена начинаются галлюцинации, последствия которых в замкнутом кругу общения могут закончиться фатально. Самую большую опасность для человека представляет он сам.
Минусы:
— при том что реально произошедшая история по-настоящему увлекает, а противопоставление опытного капитана новичку-механику добавляет драмы и даже иногда комедии, режиссер Флинт снимает «Борьбу со льдом» несколько формально — как набор сцен, не больше. Этому фильму не помешало бы немного эмоций и страсти — все-таки речь идет о безумцах, отправившихся в почти самоубийственное путешествие;
— Миккельсену на момент начала экспедиции было 29 лет. Играющему его Костеру-Вальдау 51. Ничего страшного в этом нет, кроме того, что перед нами биографический фильм и хотелось бы аутентичности.
Фото: Netflix