«Атака была полна гнева, — вспоминает герой Брэда Питта, майор Рой Макбрайд, нападение двух подопытных павианов на заброшенной космической станции, во время которого умер один из членов экипажа. — Я понимаю гнев».
Несмотря на кажущееся спокойствие (врачи удивляются не учащающемуся пульсу Макбрайда даже в стрессовых ситуациях), потомственному космонавту есть из-за чего гневаться. Его отец, объявленный на Земле героем, Клиффорд Макбрайд (Томми Ли Джонс) пропал без вести, перестав подавать сигналы из космоса, а жена Ева (Лив Тайлер, к сожалению, появляется всего в трех сценах и чуть ли не повторяет свою роль из «Армагеддона») уходит, не желая мириться с закрытостью, трудоголизмом и комплексами мужа. Тем временем взрывы высокотехнологичных частиц угрожают жизни на Земле, так что Рой летит на Нептун через Луну и Марс, чтобы задать папе пару вопросов по работе и личного свойства, если он, конечно, жив.
Режиссер Джеймс Грэй явно решил серьезно исследовать авантюристскую жилку, свойственную мужчинам с тягой к самокопанию. В его трехлетней давности «Затерянном городе Z» британский исследователь Персивал Фосетт искал город Эльдорадо в джунглях Амазонки, пока покорная жена ждала дома с детьми. «К звездам» иногда смотрится неофициальным ремейком «Затерянного города Z», только место Южной Америки занял бесконечный космос и его тайны, в которые рьяно верит Клиффорд Макбрайд. Это мир мужчин, которые были настолько одержимы сверхидеей, ставшей наваждением и профессией, что все остальные аспекты жизни стали для них гораздо менее значительными. Для Фосетта Эльдорадо, а для Макбрайдов поиски внеземного разума важнее семьи. Этот существовавший столетиями миропорядок всего за пару лет после начала #MeToo кажется чудовищно старомодным, как и папаша Макбрайд, отрицающий разумную жизнь вокруг себя, зато фанатично ищущий ее на границах миров.
Грэй исследует еще один конфликт — поколенческий. Настоящие бебибумеры не идут на компромиссы, а их дети-джениксеры уже готовы рассматривать жизнь как более сложную конструкцию, чем подчинение всего вокруг навязчивой, придающей жизни смысл, но одновременно ее и обедняющей идее. «К звездам» (в кинотеатрах с 26 сентября) — один из самых оптимистичных фильмов Грэя, показывающий все-таки развитие человечества как прогресс, в отличие от коллег-режиссеров, увлеченных показом космоса как постапокалиптического кошмара и бесстрастного холодного убийцы.
Отдельная интрига заключается в присутствии на экране Брэда Питта. Актер лет шесть назад, когда он в основном появлялся в небольших ролях у Ридли Скотта и Стива Маккуина, как будто сам испытывал некоторую профессиональную растерянность и больше времени стал посвящать своей продюсерской компании Plan B, уже выступал продюсером того же «Затерянного города Z». В «К звездам» цели актера совпали с интересами продюсера, и Питт согласился на главную роль человека, медленно возвращающего себе интерес к жизни.
В новом фильме Грэя Питт как будто переизобретает себя заново — секс-символ 1990-х постарел и старается теперь олицетворять на экране нечто большее, чем просто женскую мечту. В то время как для актрис пишется все больше ролей в экшнах, Питт, напротив, уходит в тень и дистанцируется от ролей героев-любовников, чтобы оставить в памяти зрителей совершенно нового человека. В этом смысле он будто шел к роли Роя Макбрайда всю жизнь — будь на его месте другой актер, фильм потерял бы половину своего внесюжетного смысла. В последнее время много писали, насколько мы все эти годы недооценивали Питта как актера. На самом деле мы любим его не как, например, Тома Хэнкса или Эдварда Нортона. Питт в первую очередь именно кинозвезда, а не актер, и как кинозвезда он чувствует тренд, которому нужно следовать. Герои боевика давно умерли, их место занял ранимый мужчина, готовый на погружение в себя и поиски общечеловеческих чувств вроде сострадания и прощения. По Грэю, сын отвечает за грехи отца, но в какой-то момент ему нужно самому стать «отцом» и отвечать только за себя.
Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ