«Никто нас не заподозрит в шпионаже. Мы ведь женщины», — говорит советская шпионка Соня (чешская актриса Тереза Србова) подруге Джоан Стэнли (Софи Куксон), работавшей в 1940-х над разработкой ядерной бомбы.
Каково было женщине-физику в середине прошлого века, когда окружающие мужчины постоянно советовали ей заняться стиркой — важная тема «Кода «Красный», но не главная. В 2000-м к Джоан, уже благообразной старушке (в старости ее играет Джуди Денч), заботливо подстригающей кусты в пригородном садике на пенсии, ворвалась полиция — после смерти видного чиновника из министерства иностранных дел Уильяма Митчелла выяснилось, что он работал на советскую разведку, и у него была сообщница. След привел к Джоан. Сын старушки, известный адвокат, в шоке, как и соседки-сплетницы.
Мало-помалу на допросе Джоан начинает вспоминать, как предала родину, передавая документы, чертежи и диаграммы в СССР, в котором даже ни разу не была. Все началось, когда в ее комнату в Кембридже вломилась веселая девица Соня, которая привела скованную студентку факультета физики на первую коммунистическую сходку, где молодые интеллектуалы зачитывались в 1930-х признанием Зиновьева в попытке покушения на Сталина.
Во время Второй мировой Джоан работала помощницей профессора Макса Дэвиса (и стала его любовницей), занимавшегося разработкой ядерной бомбы. Все изменила Хиросима — Джоан поняла, что третьей мировой можно будет избежать, только если ядерное оружие окажется у русских (и оказалась права).
Интересно, что «Код «Красный» (в кинотеатрах с 18 апреля), снятый по книге 2013 года «Красная Джоан» Дженни Руни, выходит именно сейчас, после отравления Скрипалей и нового посткрымского противостояния Запада с Россией. В книге Руни рассказала историю реально жившей шпионки Мелиты Норвуд, которую задержали 20 лет назад, но в итоге не осудили, учитывая ее преклонный возраст (на тот момент ей было 87 лет). Для большинства англичан она была предательницей, но авторы фильма явно на стороне героини, которая оказалась дальновиднее политиков и делала то, что считала справедливым. Для эпохи, когда русские снова оказываются для англичан и вообще Запада виновными во всем, это, в общем, смелый фильм, смотрящий дальше модной в данный исторический отрезок времени позиции, за которую когда-нибудь может стать стыдно.
Отдельно нужно сказать о режиссере «Кода «Красный». Один из главных театральных британских постановщиков, два десятилетия возглавлявший Королевский Шекспировский театр, 79-летний Тревор Нанн за четыре десятилетия снял всего четыре кинофильма, и за первый, «Гедду», актриса Гленда Джексон номинировалась в 1975-м на «Оскар».
Четвертая картина Нанна оказалась не идеальной — местами «Код «Красный» похож на экранизацию дамского романа, а финал и вовсе скомкан, но Денч, как всегда, хороша, а сам сюжет о советской разведчице, которая вдруг задалась вопросом «Почему Сталину нельзя то, что можно нам?», настолько дикий, что этот фильм стоит посмотреть, хотя бы чтобы узнать, на что способна недооцененная влюбленная женщина. Надо сказать, что в итоге Джоан все-таки оказалась и практичной — вместо того, чтобы бежать в СССР, она уехала в Австралию — как знала, что Россия хороша для внедрения идей социальной справедливости, но они не всегда совпадают с реальностью, в которой хочется жить.
Фото: Capella Film