Британский детектив «Шервуд» мастерски мутирует в шпионский триллер и очерк нравов
С уютным словом «Шервуд» у большинства зрителей наверняка возникают стойкие ассоциации: благородные разбойники, подлый шериф, славный парень Робин Гуд.
Примерно такой же образный ряд возникает у жителей маленького шахтерского городка в графстве Ноттингемшир, когда однажды утром они находят продырявленный стрелой труп местного пожилого забияки Гэри Джексона (Алан Армстронг). За последние тридцать лет Гэри успел достать всех местных, поскольку, опрокинув в себя пинту, начинал обзывать окружающих предателями. Причина оскорблений — шахтерская забастовка тридцатилетней давности, причины срыва которой до сих пор туманны. Личность стрелка становится известна почти сразу — это юный Скотт Роули (Адам Хагилл), который уже пустился в бега с арбалетом наперевес. Не успевает современный шериф ноттингемский Иэн Сэнт-Клэр (Дэвид Моррисси) пуститься в погоню, происходит еще одно убийство — невестку тихого машиниста Энди Фишера забили лопатой на собственной кухне. Сэнт-Клэр и прибывший из Лондона детектив Кевин Солсбери (Роберт Гленистер) пытаются понять, как связаны два трупа. Но им постоянно мешают — как вновь открывающиеся обстоятельства, так и общее прошлое, связанное со злополучной забастовкой.
Каждая серия «Шервуда» педантично предваряется титром, который гласит, что в основе сюжета — два убийства, расследование которых происходило на глазах у автора. Автор — это Джеймс Грэм, сценарист «Викторины» Стивена Фрирза. До этого он поработал над несколькими фильмами, а также написал одну из серий «Короны» и теперь, надо полагать, метит куда-то повыше независимого кино. Никакой личной драмы в «Шервуде», к счастью, не зашифровано, даже напротив — действие сознательно перенесено ближе к нашим дням (настоящий стрелок орудовал в графстве Ноттингемшир в 2004 году). Больше всего изменений претерпел финал истории: в сериале Грэм разворачивает провинциальный детектив в шпионский триллер с критикой тэтчеризма — в реальности данные о подстрекателях среди бастующих обнародованы все-таки не были.
Британские детективы (особенно производства BBC) — это всегда в значительной степени литература, а иногда и в большей, чем кино. Однако в этом и заключается их конкурентное преимущество: на уровне интриги это литература, которая редко опускается ниже уровня Агаты Кристи. «Шервуд» берет не столько красивой картинкой (хотя здесь хватает видовых съемок и контрастов зеленой травы и красного кирпича), сколько тщательно прописанным сюжетом. Почти сразу действие выходит за жанровые и временные рамки. Количество персонажей растет от эпизода к эпизоду, подноготные вскрываются неспешно — вплоть до последних сцен. Даже парочка центральных детективов — двигателей сюжета — не может поделить между собой роли и категорически отказывается влезать в схему Холмса — Ватсона. У каждого из них своя боль, у каждого своя драма, их истории до какого-то момента вообще как бы параллельны — тем оглушительнее столкновение.
«Шервуд» — это не только детектив и шпионский триллер, здесь и семейная драма, и очерк нравов, бегло охватывающий сразу две эпохи — каждому зрителю найдется сюжет по душе. Такому усложнению конструкции Грэм, вполне вероятно, учился как раз у Стивена Фрирза, который известен своей жанровой универсальностью. «Шервуду», пожалуй, пока что не хватает фрирзовских изящества и легкости, но не будем спешить с выводами — сериал уже продлен на второй сезон. С учетом того, что все основные конфликты в финале более или менее получили разрешение, продолжение интригует только больше.
Фото: BBC One