Как-то почти незаметно выяснилось, что экранному Человеку-муравью Скотту Лэнгу в исполнении Пола Радда исполнилось восемь лет (первый фильм вышел в 2015-м, второй — в 2018-м, все три фильма снял Пейтон Рид), и время (а время и его относительность — важная тема третьей части) не пошло ему на пользу.
Возможно, потому что Человек-муравей с нами так долго, а киновселенная Marvel между его редкими возвращениями на экраны так развилась и превратилась в монстра, протянувшего свои щупальца и в сериалы, сделав второстепенных героев главными. Когда пришла пора рассказать, что же случилось с Дженет Ван Дайн (Мишель Пфайффер) за те 30 лет, что она провела в прошлом фильме в Квантовом мире, зрители потеряли к этому всякий интерес.
Случилось с Дженет следующее. В Квантовом мире она познакомилась с прибывшим на космическом корабле Кангом (Джонатан Мэйджорс из сериала «Страна Лавкрафта») и, поздно поняв, что помогла починить корабль разрушителю миров, новому марвеловскому злодею («Чудовищу, возомнившему себя Богом», — говорит она), успевает, превратившись в осу, выкрасть и испортить его реактор. Застрявший в Квантовом мире Канг порабощает местных жителей, становится непобедимым Завоевателем и переносит всю семью Лэнгов — Ван Дайнов обратно в Квантовый мир, чтобы использовать изобретенные главой семьи энтомологом Хэнком (Майкл Дуглас) частицы для починки корабля. Так все действие переносится в Квантовый мир, отчего третий фильм о Человеке-муравье становится похож на смесь «Звездных войн», «Дюны» и даже, тематически, «Аватара», что, как ни странно, лишает мир Человека-муравья его неповторимого обаяния.
Первые два фильма о Скотте Лэнге держались не только на спецэффектах и экшне, но и на фирменном обаянии милого лузера, излучаемом Полом Раддом, который каким-то волшебным образом отказывается стареть и в свои 53 года выглядит максимум на 30, и на его дружеской химии с Луисом в исполнении Майкла Пеньи. Из новой части Луис выпал совсем, и как только семья Лэнгов — Ван Дайнов попадает в Квантовый мир, фильм превращается в угрюмый постапокалиптический триллер, утратив всю свою легкость и юмор. Мало того, он перестает казаться отдельной картиной — скорее очередной серией, готовящей нас к пятой фазе киновселенной Marvel (которая будет продолжена третьими «Стражами Галактики» в мае). Не помогает и заход на территорию Доктора Стрэнджа — Канг Завоеватель расправляется с мультивселенными — в последнем фильме о супертелепате Стрэндже тема мультивселенных показана гораздо подробнее и интереснее. Кажется, что Пейтону Риду надоела разросшаяся семья Лэнгов (к родителям присоединилась подросшая дочь Кэсси), и она ему нужна только для того, чтобы ввести в киновселенную Marvel нового суперзлодея.
В «Квантомании» есть интересные идеи, которые, к сожалению, проговорены и брошены на полдороги. Например, о нелинейном времени, о том, что в других вселенных время течет по-другому и его можно «сломать». Ничего такого в фильме не происходит, все остается на уровне разговоров. Или в какой-то момент Скотт попадает в «поток вероятностей» и начинает делиться на собственные копии (особенно смешна версия, где Скотт предстает работником «Баскин Роббинса»), но и эта идея не получает развития. Хэнк, установивший контакт с местными муравьями, цитирует книгу, написанную зятем: «Всегда есть куда расти». О третьем «Человеке-муравье» (в кинопрокате США с 17 февраля, в России картину можно посмотреть только онлайн у пиратов) такого не скажешь. Наоборот, по сравнению с первыми двумя фильмами эволюция Человека-муравья повернула вспять.
Фото: Walt Disney Studios