«Черное облако» — это русский «Твин Пикс», очерк нравов и язвительная секс-комедия одновременно
Оля (Мария Мацель) сидит в кресле дома у дорогого психотерапевта Бориса (Филипп Янковский). Сюда ее отправил папа (Юрий Колокольников) — бонвиван и бабник, решивший спустя двадцать лет наладить отношения с наследницей. Оля рассказывает, что ненавидит буквально всех: папу, маму — ведущую ютуб-шоу (Виктория Толстоганова), своего парня (Павел Чернышев), лучшую подругу (Ангелина Пахомова) и университетскую преподавательницу по прозвищу Красная Шапочка (Людмила Чиркова).
По ходу сеансов, в процессе которых Оля пытается совратить терапевта, объекты ее ненависти начинают умирать. Расследование поручают полицейским Юре (Алексей Розин) и Оксане (Марьяна Спивак). Количество жертв растет, следствие топчется в тупике, а объединяет жертв лишь симптом отравления неизвестным газом.
Карен Оганесян — один из самых успешных и опытных российских коммерческих режиссеров. Только за последние годы он снял русского «Лютера» под названием «Клим», военное «Медное солнце», мистических «Пассажиров» и адаптацию французского «Налета». Однако самым отчаянным и успешным его проектом, пожалуй, была «Игра на выживание», где героев вымышленного реалити-шоу во главе с Игорем Верником (в роли себя) мучили и истязали самыми невообразимыми способами. Сериал моментально впечатывался в память уже на раннем эпизоде изнасилования одной из героинь беглыми зеками — в этой точке было понятно, что случиться на экране может все, что угодно. Это ощущение бодрило и выделяло «Игру на выживание» из череды проектов, пытающихся строить драматургию по западному образцу. Оганесян очень точно показал, что российское кино на нынешнем этапе развития сильно прежде всего лютостью, и не побоялся шагнуть в океан трэша. И несмотря на то что сейчас режиссер продолжает экспериментировать с душевными проектами вроде «Крутой перемены», возвращение в дремучую и непредсказуемую трэш-вселенную было для него неминуемо.
Именно таким сериалом стало «Черное облако», сценарий к которому написала Дарья Грацевич — автор не только двух «Холопов», но и хлестких «Измен» с бенефисом Елены Лядовой. «Черное облако» отчасти продолжает фантазии на тему болотистой питерской мистики, начатые в другом успешном проекте Okko — «1703». В мире нового сериала буквально все не то, чем кажется. С одной стороны, это русский «Твин Пикс» про роковых школьниц, с другой — крутой детектив, в котором Алексей Розин и Марьяна Спивак (пара из «Нелюбви» Звягинцева) разыгрывают совершенно французскую полицейскую партию. В то же время это очерк нравов, ядреная и язвительная секс-комедия, постоянно проваливающаяся в абсурдистские бездны.
Страх, секс и смех здесь идут рука об руку, все типы нервного возбуждения зрителю предлагается испытывать не последовательно, а практически одновременно. В этом помогает парадоксальный монтаж, рвущий сцены на полуслове и ломающий хронологию. К третьей серии в этом уже виден прием: Оганесян отлично понимает, что ритм часто важнее связности повествования. В то же время флешбэки способствуют ощущению комфорта, поскольку гибель ключевых героев (в какой-то момент кажется, что все умрут еще до финальной серии) — это лишь занятное обстоятельство. Никто здесь не умирает насовсем, продолжая присутствовать в уточняющих интригу воспоминаниях. Нельзя не отметить и блестящего патологоанатома-резонера в исполнении Евгения Гришковца, чья невозмутимость только добавляет происходящему на экране бодрящего безумия.
Главная претензия к «Черному облаку» — слишком грубая игра на нервах, обилие твистов и возрастающая опасность того, что авторам физически не удастся достойно закончить все сюжетные линии. Однако именно в этой грубости и прелесть сериала: увлеченность в процессе просмотра и веселое удивление на каждом из многочисленных поворотов интриги точно стоит потраченного времени. Особенно в сезон, когда вид за окном, напротив, не обещает ничего хорошего и интересного.
Легально сериал доступен на сервисе Okko.
Фото: «Okko»