Чернокожая «Анна Болейн» оскорбляет только фанатов английской истории и расистов
В ноябре прошлого года стало известно, что британский Channel 5 собрался потрясти устои и предложить новый взгляд на английскую историю.
Речь шла о трехсерийном фильме «Анна Болейн», на главную роль в котором утвердили чернокожую актрису Джоди Тернер-Смит. Когда в декабре появились первые кадры из фильма и фотографии со съемочной площадки, стало уже окончательно очевидно, что у всякой толерантности есть пределы: нечто подобное происходит у нас после очередного русского бандита в американском боевике. Проще говоря, создателей картины прокляли авансом, а в момент выхода «Анне Болейн» решили обрушить еще и рейтинг на iMDb, который сейчас составляет уникальные для такого большого проекта 1,1 балла.
Российские зрители тоже не остались в стороне: в соцсетях авторов ругают на чем свет стоит, где-то даже вышли осуждающие колонки. Но у нас это все же скорее по инерции, соотечественники, кажется, еще не вполне отошли от двух сериалов про Екатерину Великую (у того, который с Эль Фаннинг, кстати, скоро выйдет второй сезон).
«Анна Болейн» открывается провокационным титром «Основано на правде… и лжи», который настраивает на энергичный ревизионистский лад, однако никакого радикализма на экране, в общем, нет. Сюжет охватывает последние пять месяцев жизни второй супруги Генриха VIII Тюдора (Марк Стэнли). Период этот представлен пусть и бегло (из-за хронометража), но довольно аккуратно. На экране то и дело мелькают слегка зловещий Томас Кромвель (Бэрри Уорд) и будущая третья жена короля Джейн Сеймур (Лола Петтикрю). В один из драматичных моментов Анна надевает роскошное зеленое платье, и самые образованные вспоминают, что текст знаменитой английской народной баллады «Greensleeves» приписывается именно Генриху VIII, сочинившему стихи во время романа. В финале королеву, разумеется, казнят.
Собственно, смена платьев — один из главных аттракционов сериала. Глухие, строгие и при этом яркие наряды героини смотрятся величаво и современно. Так же, впрочем, как и сама Тернер-Смит в роли английской королевы. Разумеется, в действительности такого быть не могло, но всерьез раздражать чернокожая Анна Болейн может, пожалуй, лишь в двух случаях: если вы патриот Великобритании или если вы в принципе расист. Тернер-Смит — замечательная актриса и главное украшение картины. Она играет свою героиню сильной, сложной, неоднозначной и ни разу не превращает экранное действо в проповедь о прогрессивных ценностях. Цвет кожи Анны и ее брата Джорджа (Паапа Эссьеду, который, кстати, играл Гамлета на сцене шекспировского театра) лишь подчеркивает их инаковость, чуждость при дворе. Главное и безусловное достоинство «Анны Болейн» в понимании, что исторический сюжет — всего лишь канва для создания собственного произведения. Да и, если подумать, довольно странно с пеной у рта отстаивать достоверность событий почти 500-летней давности: да, Анна Болейн не была чернокожей, но не была она и Натали Портман («Еще одна из рода Болейн») или Амалией Мордвиновой (из ленкомовского спектакля «Королевские игры»).
Если бы сериал несколько более свободно обошелся с материалом, разогнал сюжет до метафоры или даже мифа — получилось бы крайне любопытно. Увы, создатели ограничиваются одной яркой героиней, окружая ее блеклыми рохлями, в числе которых и сам король. Тем не менее мера условности в пропахшем нафталином костюмном кино очевидным образом отодвинулась, а значит, в ближайшее время его может стать вновь интересно смотреть.
Легально сериал можно посмотреть в «Амедиатеке».
Фото: Sony Pictures Television