Геннадий Устиян

«Честная игра» начинает разговор о войне полов, но потом играет нечестно

3 мин. на чтение

Новые времена требуют нового искусства. После #MeToo кино пытается следить за меняющимся раскладом в отношениях мужчин и женщин в офисе и дома. Например, есть такая важная тема, которая традиционно тяжело била по мужскому самолюбию: когда женщина профессионально успешнее.

Пресса усердно ищет и находит мужчин, которые поддерживают своих амбициозных жен-карьеристок и с удовольствием (или нет) сидят с детьми и варят кашу. Но дебютантка в полнометражном кино Хлоя Домон, работавшая до сих пор над сериалами вроде «Миллиардов», сняла свой фильм совсем не о такой паре.

Плюсы:

— песня на вступительных титрах — секс-гимн Донны Саммер из 1970-х «Love to Love You Baby» — переходящая в первую сцену дружеской вечеринки с танцами, обещает безмятежную любовную историю. Финансовые аналитики Эмили (Фиби Дайневор из сериала «Бриджертоны») и Люк (Олден Эренрайк, больше всего известный по роли Хана Соло в одноименном приквеле «Звездных войн» 2018 года) влюблены и, кажется, не могут и на пять минут оторваться друг от друга. В разгар вечеринки они уединяются в ванной, чтобы заняться сексом, который неожиданно включает в себя менструальную кровь Эмили и тут же — предложение руки и сердца. Тот факт, что оба работают в одной инвестиционной компании на Уолл-стрит, строго запрещающей сотрудникам заводить романы, кажется, только делает их тайные отношения еще интереснее. Работа нервная — на контрасте между полными подводных камней и рисков трудовых часов и страстной, полной алкоголя и секса жизни в свободное время и держится фильм, по крайней мере первая его треть. В один прекрасный день у одного из первых замов случается нервный срыв (что при такой работе оказывается нормой, как мы узнаем). Должность свободна, Эмили случайно слышит в разговоре коллег, что место прочат Люку, и тут же спешит обрадовать жениха. Впрочем, сплетники ошибались. Глава компании Кэмпбелл (Эдди Марсан) вызывает Эмили среди ночи, чтобы освежить в памяти ее путь до нынешнего момента (Гарвард, «Годлман Сакс», все идеально) и заслуги уже в самой компании (привела половину клиентов в прошлом квартале) и предложить освободившуюся должность ей.

Первое время кажется, что Люк рад за будущую жену — все знают, что она заслужила это повышение, а не просто босс хочет ее или назначил, чтобы показушно продвигать женщину. Но все последующие события независимо от стараний Эмили и Люка делать вид, что в отношениях все осталось по-прежнему, неизбежно их отдаляют друг от друга. Эмили как будто переходит в другое качественное состояние и вынуждена пить на равных с высшим звеном компании. Люк тоже начинает пить, но в одиночестве, и язвить любимой. Секса нет — как бы мужчина ни хотел казаться прогрессивным, на свое либидо он воздействовать не в состоянии. Перед нами все та же старая дилемма — успешная женщина и сейчас должна выбирать между гармоничным браком и карьерой, а мужчина-неудачник никогда не смирится с более удачливой женой, что бы ни писала «осознанная» пресса;

— «Честная игра» (премьера на Netflix состоялась 6 октября, в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) то ли выносит приговор мужчинам, которые не могут перестроиться и относиться к партнершам на равных, то ли обреченно констатирует факт, что, несмотря на все публичные лозунги о равенстве, психофизиологически мужчины и женщины остались такими же, как поколения назад, и с этим не поспоришь. Но фильм также показывает, как современные условия работы (в данном случае речь идет об инвестиционном бизнесе как самом жестоком и конкурентном, но вместо него мог бы быть любой другой) абсолютно идут вразрез с человеческой природой, с желаниями людей близости, стабильности и семьи. Это работа вынуждает Эмили стать, как ее называет в порыве ярости начальник, сукой, и это работа изменила баланс в ее отношениях с Люком, которые бы при других обстоятельствах (скажем, работали бы в разных сферах) остались прежними или пострадали не так сильно;

— к финалу страсти накаляются до такого предела, что «Честная игра» как будто пытается достичь вершин секс-триллеров конца 1980-х — начала 1990-х «Роковое влечение» и «Разоблачение». Именно поэтому кажется, что роль главы компании, где работают Эмили и Люк, лучше бы сыграл Майкл Дуглас (хотя Марсан хорош), особенно если вспомнить еще и «Уолл-стрит» и «Войну супругов Роуз».

Минус:

— фильм начинается многообещающе, но заканчивается не так, как это бы сделал режиссер, пытающийся посмотреть на социальную проблему со стороны. Хлоя Домон не хочет разобраться в проблеме и найти компромисс между мужчинами и женщинами. Судя по финалу, она хочет наказать мужчину, что делает «Честную игру» нечестной и по отношению к мужчинам, и по отношению ко всем зрителям.

Фото: Netflix

Подписаться: