Геннадий Устиян

«Что случилось осенью» Франсуа Озона: не надо недооценивать милых провинциальных бабушек

2 мин. на чтение

Милая старушка Мишель Жиро (Элен Венсан) из маленького городка на западе Бургундии старается не капитулировать перед возрастом и жить насколько возможно насыщенно: посиделки с подругой еще с парижской молодости Мари-Клод Перрен (Жозиан Баласко), которую она регулярно подвозит на свидания с сыном Венсаном (Пьер Лоттен получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Сан-Себастьяне) в местную тюрьму Жу-Ла-Виль, походы за грибами и по воскресеньям церковь, где чернокожий священник напоминает прихожанам о прощении Марии Магдалины (как позже выяснится, не зря).

Начало фильма смотрится обычной французской теледрамой и ничем не напоминает, что снят едва ли не самым востребованным и интересным французским режиссером Франсуа Озоном. Тем не менее за непримечательными деревенскими хлопотами скрываются настоящие озоновские страсти («Что случилось осенью» в кинотеатрах с 23 января).

Плюсы:

— Франсуа Озон говорит, что использовал в сценарии историю из собственного прошлого, связанную с отравлением грибами. Мишель, раздираемая противоречивыми мыслями и заботами, по ошибке нарезает в миску отложенный в сторону сомнительный гриб. В итоге приехавшую из Парижа провести остаток каникул перед работой и школой дочь Валери (Людивин Санье) увозят в реанимацию. Вернувшись из больницы, Валери быстро собирает вещи и приказывает девятилетнему сыну Люке (Гарлан Эрло) садиться в машину — она и дня не останется у Мишель, которая их чуть не отравила. Ложная трагедия по ошибке оказывается репетицией настоящей, но Озон не показывает нам момент гибели важного персонажа, и зрители должны до финала гадать, не убийство ли это. Точно так же, как с грибами, расследование смерти (или покушения?) тут не главное — оно служит лишь для того, чтобы расставить в этой истории моральные акценты. На чьей стороне зрители: бабушки или дочери? Правда ли, что чужие дети становятся в старости ближе своих, «упущенных» в молодости? Кто здесь вообще положительный герой — добрый преступник Венсан или черствая стерва Валери? Озон задает эти вопросы, с одной стороны, по-сименоновски уютно рассказывая детективный сюжет, с другой — со страстью режиссера, который начинал карьеру еще в 1990-х с антибуржуазной сатиры «Крысятник»;

— Озон вообще давно не перестает удивлять. Из года в год он снимает по одному-два фильма, очень разных и абсолютно исчерпывающих взятые темы. За последние шесть лет он снял «По воле божьей» о подросших жертвах священника-педофила, ностальгический мемуар «Лето-85», «Все прошло хорошо» о проблеме эвтаназии, посвящение Фассбиндеру «Петер фон Кант» и феминистскую сатиру «Мое преступление», а теперь «Что случилось осенью» — драму о том, что относиться к старикам как к выжившим из ума немощным аутсайдерам — большая ошибка. Озон уже три десятилетия остается одним из самых ярких европейских авторов;

— действие происходит у дома Мишель с разницей в девять лет, но здесь всегда ранняя осень. Что бы ни происходило в мире в это время, как бы ни менялись власть, мода, люди и времена года, в Кон-сюр-Луар всегда желто-красно-зеленый букет и одинокая старушка, которая смотрит на это буйство красок, не веря своему счастью, что последняя часть ее жизни оказалась полной покоя. Единственное, чего она хочет, это почаще видеть внука, и если ее этого лишить — что ж, пеняйте на себя.

Минусы:

— в общем, их нет, только если вы не считаете, что когда режиссер вам недоговаривает, он пытается вас обмануть.

Фото: A-One Films

Подписаться: