Сюжеты о зыбкой грани между безоговорочной верой в сверхъестественное и доводами разума варьируются в истории кино от «Песни Бернадетты» (1943) до «Изгоняющего дьявола» (1973) и его эпигонов. Новый фильм чилийского режиссера Себастьяна Лелио, рассказывающий историю одной навязанной одержимости в Ирландии конца XIX века по роману Эммы Донохью, ближе к первому случаю, но с противоположным выводом.
Медсестра-англичанка Элизабет «Либ» Райт (Флоренс Пью) прибывает в 1862 году в маленькое ирландское поселение по вызову местного совета старейшин, состоящего в основном из представителей церкви. Должностные обязанности Либ в данном случае не совсем обычны. Больная — замкнутая девочка Анна О’Доннелл (Кила Лорд Кэссиди) — не ела целых четыре месяца, что никак не сказалось на ее состоянии здоровья. Все вокруг, конечно, считают это чудом и уже планируют причислить Анну к лику святых, тем более что слава о ней разошлась далеко за пределы деревни. Церковники довольно потирают руки — если все пройдет гладко, у области будет первая святая со времен Средневековья. Либ помимо обычных медсестринских обязанностей должна следить, чтобы Анна тайком ничего не ела. Ее смены длятся по восемь часов на пару с монахиней, что приводит Либ в ярость: «Почему с монахиней?» Таково представление старейшин о праведном суде: у постели девочки наука должна сменять церковь, и наоборот. Между тем у дома околачивается столичный журналист Уилл Берн (Том Берк), готовый написать разоблачительную статью о большой афере при попустительстве властей.
Нет, это не очередной фильм ужасов о твари, которая пробралась в тело невинного дитяти. Фильм Лелио сложнее и интереснее. Вместе с Либ, у которой своя пережитая трагедия (ее дочь умерла в трехнедельном возрасте, после чего ее к тому же бросил муж), нам предлагается гадать, с чем мы имеем дело: с обманом честных людей ради паломнических денег или, может, действительно речь идет об исключительно редком медицинском явлении. Местный врач даже допускает такую версию: вдруг тело Анны умеет превращать солнечные лучи в энергию? (Напоминаю, что речь идет о XIX веке, в России вообще крепостное право отменили всего годом раньше.) Тем более девочка все время бормочет что-то про манну небесную, которой она вполне сыта.
Конечно, Либ, окруженная жадными фанатиками, представляет в этой дремучей деревне почти единственный голос разума. Но после недолгого общения с Анной даже Либ, поддавшаяся жалости к используемой собственной семьей девочке, готова допустить, что в ее стремлении стать избранной жертвой есть нечто достойное уважения и соучастия.
Себастьян Лелио из поколения тех чилийских режиссеров, что и, например, автор байопиков Джеки Кеннеди и принцессы Дианы Пабло Ларраин, он не только прекрасно чувствует себя в чужом национальном и временном материале, но и, кажется, гнет свою линию как автор, которого всегда интересовала радикальная женская проблематика. Пять лет назад Лелио снял сразу два фильма — «Фантастическая женщина» о трансгендере и «Неповиновение» о лесбийской связи, которые показали сферу его интересов как кинематографиста, — истории о непонятых женщинах. Через год он сам сделал американский ремейк собственного чилийского фильма «Глория» о женщине в возрасте, которая пытается жить на полную катушку и знакомится с мужчинами на танцах. «Чудо» (премьера на Netflix состоялась 16 ноября) кажется очень далеким от предыдущих картин Лелио, но это обманчиво. Героиня Пью — вдова при живом муже, к тому же потерявшая ребенка, к тому же англичанка — чувствует себя изгоем, человеком из будущего в дремучем прошлом, и эта отверженность только придает ей уверенности в попытке спасти ребенка от родни, готовой принести Анну в жертву собственным суевериям. Пью эта готовность принести в свою очередь личную жертву очень идет. У актрисы немного неподходящая для современного кино внешность — она скорее напоминает крепко сложенных советских кинозвезд середины прошлого века, игравших крестьянок и ударниц труда. Но именно эта немодельная внешность только подчеркивает искренность, с которой Пью играла в «Солнцестоянии», «Маленьких женщинах», «Черной вдове», «Не беспокойся, дорогая» и теперь в «Чуде». Многие голливудские звезды выглядят в костюмных фильмах фальшиво, как ряженые. Но ранимость Пью подкупает. В ней есть что-то от Симоны Синьоре и одновременно Кэти Бэйтс, а это значит, что перед нами оригинальная сильная актриса, которой веришь, даже если она сама вот-вот потеряет собственную веру в силу прогресса.
Фото: Netflix