«Чудовище внутри меня» настолько прекрасно, что уже неважно, кто убийца
Сериал «Родина» забрал у Клэр Дэйнс девять лет жизни (за это время она снялась в считаных по пальцам одной руки проектах), но взамен подарил персональный культовый статус. Ее следующего сольного телепроекта ждали с особым нетерпением, понимая, что там точно будет чему удивиться. «Чудовище внутри меня» от Netflix вполне оправдывает ожидания — даром что на этом сериале Клэр воссоединилась с одним из создателей «Родины» Ховардом Гордоном. На сей раз он занял место продюсера в одном ряду с Джоди Фостер и Конаном О’Брайеном.
Четыре года назад писательница Агата Виггс (Дэйнс) потеряла сына в автокатастрофе. В настоящий момент она живет в пригороде Нью-Йорка Ойстер-Бэй одна с миниатюрным псом Стивом и пытается написать (или хотя бы начать) вторую книгу. Первая была посвящена отцу, стала бестселлером и принесла ей Пулитцеровскую премию. На эти доходы был куплен огромный дом, в котором Виггс теперь живет одна. Новая книга никак не пишется, но вот по соседству селится потенциальный источник вдохновения. Чуть эксцентричный магнат-застройщик Найл Джарвис (Мэттью Риз) сперва предлагает Агате взятку за разрешение проложить беговую дорожку через окрестный лес, потом просит автограф, а затем предлагает стать героем новой книги. Джарвис прославился не только успехами в бизнесе, но и тем, что несколько лет назад, по слухам, убил собственную жену. Тело, впрочем, так и не нашли, так что Агата, хоть и побаивается нового знакомого, чувствует, что для снятия писательского блока это знакомство что надо.
Занятно, что лучшие сериалы в конце года выпустили два бывших сценариста «Секретных материалов». Вслед за «Из многих» Винса Гиллигана с большим проектом дебютировал Гейб Роттер, который, правда, сочинял приключения для Малдера и Скалли чуть позже, чем автор «Во все тяжкие». Вероятно, на счет этой выучки можно отнести умение закрутить интригу: сюжет порой закладывает виражи на грани полного бесстыдства, но если хоть немного увлечься тихими омутами нью-йоркского пригорода, то оторваться уже не выйдет. К счастью, Netflix по-прежнему выпускает сезоны целиком, а не цедит по серии в неделю, так что за вечер можно проглотить все «Чудовище».
Повествование здесь устроено таким образом, чтобы зритель постоянно чувствовал себя в привилегированной роли увлеченного вуайериста. Это касается и многочисленных кадров, снятых через окна, и обзорных пролетов по помещениям, которые позволяют такие пируэты. Например, мы в отличие от Агаты и Найла заранее можем рассмотреть всех посетителей ресторана, куда они пришли пообедать. «Чудовище внутри меня» устроено таким образом, чтобы зритель всегда был впереди каждого героя на два-три шага, но никак не больше.
Ну и, конечно, это абсолютно актерское шоу. В начале «Чудовища внутри меня» есть кадр, в котором лицо Мэттью Риза буквально проступает сквозь отражение Клэр Дэйнс. Наверное, можно посвятить отдельное исследование работе здешних гримеров — или прозорливости кастинг-директора. Агата и Найл действительно отражаются и дополняют друг друга, в этом смысле «Чудовище во мне» — своего рода «Основной инстинкт-2025» с поправкой на то, что за Шэрон Стоун здесь играет Мэттью Риз. Если продолжить игру в ассоциации, то на ум обязательно придет и сравнение Найла Джарвиса с Томом Рипли из третьего романа цикла Патриции Хайсмит «Игра Рипли». Что же до Дэйнс, то она остается идеальной актрисой для героинь, в которых сочетается сверхъестественная проницательность и душевное нездоровье. Она предельно достоверна в каждом припадке, а из причуд ее мимики при желании можно смонтировать отдельный фильм.
Филигранная работа центральных актеров (добавим к списку великолепного Джонатана Бэнкса в роли папы Найла) позволяет «Чудовищу внутри меня» перерасти рамки детектива. В сущности, наибольший интерес здесь представляет не детективная интрига, а радиоактивная динамика отношений Найла и Агаты. И разрешение этого подлинного конфликта точно никого не разочарует, несмотря на каскад фальшивых финалов и слегка обескураживающий ответ на банальный вопрос «Кто убийца?». В конце концов, сериал заслуживает просмотра хотя бы за танец Мэттью Риза под «Psycho Killer» Talking Heads — это лучшее за годы применение набившей оскомину великой песни.
Фото: Netflix

