«Чужой: Земля»: нападение тварей из космоса как повод поговорить о пределах человечности - Москвич Mag
Ярослав Забалуев

«Чужой: Земля»: нападение тварей из космоса как повод поговорить о пределах человечности

3 мин. на чтение

Глава корпорации Prodigy Бой Кавалер (Сэмюэл Бленкин) строит свою жизнь по заветам Питера Пэна. В своем «Неверленде» (так называется его научно-исследовательский город-сад) он хочет вывести существ нового типа — роботов-синтетиков с вживленным человеческим сознанием.

На дворе 2120 год, так что такие эксперименты в порядке вещей. В качестве подопытных выступают смертельно больные дети. Первую из них нарекают Венди (Сидни Чендлер), среди ее последователей есть Чуточка (Адарш Гурав) и Сми (Джонатан Адажайи). Присматривают за развитием тестовых образцов белобрысый андроид Кирш (Тимоти Олифант) и доктор Сильвия (Эсси Дэвис). Первым испытанием для команды роботов становится крушение космического судна «Мажино», которое везло на Землю экземпляры инопланетной жизни, включая, разумеется, знакомого зрителям ксеноморфа. Ситуация обостряется тем, что в команду спасателей, направленных правительством, входит Хермит (Алекс Лоутер) — врач, который приходился братом умирающей носительнице сознания робота Венди, которую звали Марси. Однако выяснять семейные отношения придется, спасаясь от смертельной опасности, которую в этом мире представляют далеко не только инопланетяне или роботы.

Создатель первого сериала во вселенной «Чужого» Ноа Хаули ходил в больших надеждах с 2015-го, когда вышел первый сезон «Фарго». По общему мнению, неизвестному массам шоураннеру удалось превзойти оригинал братьев Коэн, а потом еще и еще раз — в паре следующих сезонов. «Легион», который Хаули запустил на волне популярности «Фарго», оказался, возможно, самым удивительным кинокомиксом в истории и прояснил амбиции шоураннера. Если вкратце, то визуальные эксперименты Стэнли Кубрика ближе Хаули, чем сарказм авторов оригинального «Фарго». К настоящему моменту, десять лет спустя после яркого старта, кредит доверия к Хаули несколько истощился, а значит, пришло время новой вспышки.

«Чужой: Земля» от канала FX вышел после прошлогоднего «Ромула» Федерико Альвареса — скорее признания в любви предшественникам, чем нового шага в развитии почтенной киновселенной. Это очень выигрышный фон, на котором сериал Хаули с первого взгляда кажется шедевром и новой классикой. Действие разворачивается за два года до самого первого фильма, так что дизайн тщательно и любовно следует ретрофутуристическим трендам. Это и обилие лампочек на приборных панелях, и круглый телевизор на потолке операционной, и ощетинившийся небоскребами Нью-Сиам, внешне напоминающий постапокалиптический Нео-Токио из недавно отреставрированного классического аниме «Акира». Впрочем, в том, как тщательно шоу подражает стилю оптимистической фантастики ХХ века, вполне явно ощущается совершенно сегодняшняя скептическая ирония.

Хаули прозорлив и почти сразу дает зрителю то, чего он ждет — крупный план зубастой рожи ксеноморфа есть уже в первой серии. Впрочем, при всех внешних сходствах с оригиналом Ридли Скотта это «Чужой», снятый преданным последователем Кубрика, а значит, все-таки немного «Космическая одиссея». Скорая встреча с заглавным героем маскирует тему, которая интересует Хаули настолько, что заявлена она уже во вступительных титрах. Речь, конечно, об искусственном интеллекте и широте его применения. Многозначительный диалог о пределах человечности есть уже в первой серии. В руках одного из спорщиков — библейское красное яблочко.

К Кубрику здесь отсылает парадоксальный монтаж, композиция кадра и неожиданное пластическое сходство Боя Кавалера с Алексом из «Заводного апельсина». Однако исследование опасности, которой грозит миру ИИ, роднит шоу не только с «Космической одиссеей», но и с «Прометеем», и с «Заветом» Ридли Скотта. Хаули, конечно, не так самоуверен, как британский корифей режиссуры, так что вместо зловещей футурологии здесь ленивец Сид из «Ледникового периода» — любимого мультфильма героев. Вполне вероятно, что взвинченные ставки и обещания проклятых вопросов не дотянут до финала. Однако даже если «Чужой: Земля» окажется «Фарго» в космосе, никто особенно не расстроится. Во всяком случае, это точно один из самых амбициозных и увлекательных проектов сезона, а пергидрольный Тимоти Олифант — ярчайший образ, с которым точно будет жаль прощаться.

Фото: FX

Подписаться: