Даже русская мафия в лице Питера Динклейджа бессильна перед «Аферисткой» Розамунд Пайк
Голос главной героини Марлы Грейсон (Розамунд Пайк явно понравилось играть опасную блондинку в «Исчезнувшей», но тут она идет еще дальше и ставит убийства людей на широкую ногу) звучит еще до того, как мы ее увидим.
«Игра по правилам придумана богатыми, чтобы мы оставались бедными», — говорит закадровый голос, и когда на экране наконец появляется сама Марла, мы о ней уже многое знаем. Самый большой страх соцработника Марлы — быть бедной, поэтому она придумала схему по избавлению доверчивых пенсионеров от накоплений всей жизни. Марла создала целую криминальную сеть: «свой» доктор сдает ей потенциальную жертву, чей диагноз можно подправить до полной недееспособности, а «свой» главврач дома престарелых четко придерживается инструкций опекуна — бедных, ни о чем не подозревающих стариков пичкают транквилизаторами до состояния овощей. Тем временем Марла распродает недвижимость и все ценности жертвы, к которым имеет доступ, якобы для покрытия расходов. Идеальная схема.
Наконец сообщница-врач преподносит Марле настоящую «вишенку». Милая 71-летняя старушка Дженнифер Питерсон (Дайан Уист) — редкая находка. Родственников нет, долгов нет, 40 лет проработала на одной работе, теперь наслаждается покоем, на стене висит «Неизвестная» Крамского. Марла привычно берет Дженнифер в оборот и отвозит в дом престарелых, но вдруг в один день у уже отремонтированного для продажи дома жертвы останавливается странноватый блондин Алексей (Николас Логан) и сообщает, что его вызвала Дженнифер, а позже Марлу навещает лощеный адвокат (Крис Мессина) и предлагает ей сто тысяч, лишь бы она оставила старушку в покое. Марла готова это сделать — как мы уже поняли, у нее нет принципов. Но ей не нравится, что ее ценят так дешево. Отказавшись от денег, она ввязывается в войну с неким Романом Луневым (Питер Динклейдж), в которой, как утверждают все вокруг, победить невозможно.
Режиссер Джей Блейксон, известный по «Исчезновению Элис Крид» и «Пятой волне», идеально выдерживает интонацию, благодаря которой мы, зрители, почти сочувствуем циничной злодейке. Все оттого, что фильм решен как черная комедия, и, конечно, он бы получился гораздо хуже, если бы преступницу играла не Розамунд Пайк. Холодная жесткая блондинка, которая за секунду может принять вид нежной английской розы, Марла в исполнении Пайк — прямая наследница хитрых подруг гангстеров из голливудских криминальных драм 1930-х, блондинок Хичкока и Кэтрин Трамелл из «Основного инстинкта». Это машина без эмоций и угрызений совести — не зря она, не теряя ни одной драгоценной секунды, профессионально выбирается из тонущей в реке машины так, будто занимается этим каждую неделю.
Блейксон нарушает здесь не одно клише жанра. Например, Марла — лесбиянка и проворачивает сделки со своей девушкой Фрэн (Эйса Гонсалес). То есть ничего нового в самой ее сексуальной ориентации нет, просто раньше таких главных героинь в коммерческом кино не было или было очень мало (та же Кэтрин Трамелл скорее «баловалась» с девушками в ожидании «настоящего мужика»). Но Блейксон играет с этими штампами со знанием дела — когда еще две целующиеся красавицы портили просмотр?
Второе клише особенно хорошо знакомо в России. Голливуду многое удается на пять, но показ русской мафии не входит в число этих удач. В «Аферистке» русских бандитов играют американцы, и это, конечно, другая крайность. Но, с другой стороны, почему бы нашим бандитам не ассимилироваться в Америке до такой степени, что одного из них может играть Питер Динклейдж? Если это и не выглядит правдоподобно, то хотя бы не смехотворно.
К счастью, перед нами не только хорошо сделанный триллер. Блейксон бичует капиталистическую жадность с пылом Берни Сандерса, показывая, что мошеннические бесчеловечные схемы могут процветать у всех на виду, а самые настоящие убийцы — выступать по телевидению и рассказывать о своих секретах успеха. Марла настолько помешана на деньгах, что не боится даже смерти. Амбициозной девушке, по-своему интерпретировавшей американскую мечту, не страшна даже русская мафия, которой принято всех пугать. Американская мечта давно превратилась в кошмар, и «Аферистка» (в кинотеатрах с 19 февраля) показывает это с обезоруживающей прямотой.
Фото: Вольга