Геннадий Устиян

«День курка» привлекает именем Мела Гибсона, но делает нас фанатами Фрэнка Грилло

2 мин. на чтение

«Ты прямо как тот актер из “Схватки”, — восхищенно говорит бывшему морпеху Рою (Фрэнк Грилло) 11-летний Джо (его играет сын Грилло в реальной жизни Рио). — Как его зовут?» «Лиам Нисон? — отвечает польщенный Рой. — Да нет, он фейк, а я настоящий мужик».

Киноманская шутка состоит в том, что Грилло играл с Нисоном в «Схватке», а ее режиссером был Джо Карнахан, снявший также и «День курка». Но у шутки есть и другой смысл — Грилло слишком долго находился в тени более известных коллег (например, главная роль во франшизе «Судная ночь» ему досталась только после того, как сыгравший в первой части Итан Хоук отказался сниматься в продолжениях). Наверное, в этом виноват типаж актера — похожий на гибрид Сильвестра Сталлоне и Жан-Клода Ван Дамма (в «Дне курка» есть отсылка и к «Уличному бойцу», только не к фильму, а к винтажной видеоигре), Грилло кажется персонажем из эпохи, когда киногерои шли на врага с катаной в одной руке и с пистолетом в другой, а после, опрокидывая в себя целую бутылку водки в баре, отбивались от сексуальных блондинок (но не слишком активно).

В «Дне курка» все это есть: классический герой с сомнительной политкорректности шутками, катаны, пистолеты, водка литрами, сексуальные блондинки, мудрая бывшая (сама подруга Кинг-Конга Наоми Уоттс) и даже Мел Гибсон в роли злодея как олицетворение звезды 1980-х, который погорел за свою немодную несдержанность и пустил карьеру под откос (для него Карнахан тоже придумал шутку — зал не может не хохотать, когда Гибсон, попыхивая неполиткорректной фаллической сигарой, по-старперски жалуется: «Сраные либералы, до чего мир довели»).

На «День курка» (в кинотеатрах с 11 марта) идешь с опаской. Казалось бы, про петли времени в кино сказано все и не в одном жанре. После «Дня сурка» почти два десятилетия никто не пытался заимствовать прием одного повторяющегося дня, пока не вышла сначала «Петля времени» с еще одной звездой 1980-х Брюсом Уиллисом, а еще через пару лет — «Грань времени» с Томом Крузом. Казалось, концепт повторяющегося дня как бесконечного черновика реальной жизни навсегда ушел в жанр сайенс-фикшн, но за последние пять лет в прокат вышли сразу два «Счастливого дня смерти» (петля времени в хорроре) и «Палм-Спрингс» (снова комедийная петля времени). Карнахан решил поженить вроде бы несвежий концепт про повторяющийся день с жанром боевика 1980-х, и получилось очень бодро.

Рой просыпается каждое утро в постели с блондинкой от того, что над ним замахивается чем-то острым неуклюжий мазила-киллер, после чего его пытаются еще убить человек пятнадцать. У одного это наконец получается, но Рой снова просыпается, чтобы снова обойти, как в видеоигре, все ту же цепь покушений и наконец выяснить, кто его поместил во временную петлю. Расследование приводит ни много ни мало аж к древнеегипетским мифам и Мелу Гибсону — наверное, самому глупому и неудачливому злодею в истории кино, который, решив уничтожить мир, совершенно не задумался о собственном выживании.

Карнахан — один из самых брутальных современных режиссеров в индустрии, захваченной гиками и инди-гениями. В свой 51 он помнит, каково это, когда на экране появляется старый добрый, возможно, конечно, не очень трезвый и вежливый мужик, но на которого можно положиться. Супергерои столько времени уже спасают мир, что иногда просто хочется, чтобы его уже наконец спас Фрэнк Грилло с мачете, пистолетом, блондинкой на шее и готовой шуткой про сексуальную несостоятельность всех остальных героев фильма. Главная мысль «Дня курка» примитивна, но неожиданно в духе модной сейчас эмпатии — иногда пропущенный звонок от бывшей равняется концу света, а каждый плохой отец в конце концов пытается стать хорошим. И пока мстители и даже Джеймс Бонд попрятались и пережидают пандемию на стриминговых сервисах, этот ничего не боящийся настоящий мужик занял их место на экране кинотеатра. В 2021-м это выглядит настолько старомодно, что кажется глотком свежего воздуха.

Фото: Hulu

Подписаться: