Три года назад одним из первых больших хитов сервиса Kion стал сериал «Хрустальный» — история о педофилии и других детских травмах, обернутая в жанр готического многофигурного детектива. За «Хрустальным» стоял дуэт сценариста Олега Маловичко («Притяжение») и молодого постановщика Душана Глигорова. Фанаты умоляли о продолжении «Хрустального», однако тандем решил не повторяться, и следующим проектом стала «Химера» — гангстерская драма про русский наркобизнес, которую с предыдущим проектом Глигорова и Маловичко роднило только обилие ярких персонажей.
Третий сериал производительных кинематографистов под названием «Трасса» выглядит долгожданным продолжением не сюжета, но тем и мотивов их самого успешного проекта. Только в отличие от «Хрустального» в «Трассе» изменился гендерный расклад — эта история безусловно принадлежит женщинам.
Пролог «Трассы» разворачивается в небольшом городке где-то в Ставрополье, где утром накануне своего 14-летия Виталина (Василиса Немцова) взяла ружье и застрелила обоих родителей, не успевших даже выбраться из-под одеяла. После этого девочка попыталась повеситься в сарае, но ее спас сосед Виктор (Александр Ильин). Пока Вита молча держит оборону от врачей и ментов в ожидании суда, действие переносится на сутки в прошлое и на много километров северо-западнее — в Санкт-Петербург. Здесь 18-летие празднует Кира (Елизавета Ищенко), приемная дочь судьи Светланы Незнамовой. Мама обещала дочке раскрыть имена настоящих родителей, но почему-то темнит.
У Киры истерика, но она берет себя в руки и отправляется праздновать с друзьями. Мама же едет на дачу, по пути отдавшись дальнобойщику, деловито склеенному прямо в придорожном кафе. На даче Света пьет водку и засыпает, а наутро обнаруживает на автоответчике серию сообщений от дочери, которая самовольно вылетела в Ставрополье на поиски кровных уз. В последнем сообщении она сдавленным голосом просит маму спасти ее, так что Незнамова первым же рейсом вылетает на юг России. Заручившись поддержкой чиновного любовника (Геннадий Смирнов), она ставит на уши местную полицию, которой приходится расследовать сразу два громких дела. Эта ответственность ложится на плечи опытной следовательницы Эльвиры Бараевой (Анна Михалкова).
Почерк Маловичко чувствуется с первых сцен. Многосоставная интрига, несколько по-разному травмированных героинь и символизм в стиле «Дэвид Линч есть у нас дома» вполне способны зацепить поклонников российских теледетективов. К сожалению, привычные недостатки сценариста тоже на месте: среди них корявый темпоритм, ходульные диалоги и несколько оперный накал страстей — драма порой нагнетается на ровном месте. Впрочем, в центре исследования авторов и расследования героев стоят ужасы русской жизни: детская проституция, киднеппинг, торговля людьми, коррупция и многое другое. В такой атмосфере действительно не до шуток. В полной мере погрузиться, поверить, прочувствовать происходящее мешает разве что уже упомянутая надрывная интонация и Анна Михалкова в роли очередной простой русской женщины. Прекрасной и очень ухоженной актрисе куда больше пошли бы образы буржуазных львиц в духе последних работ Николь Кидман, впрочем, это уже дело вкуса.
Прихотливая интрига и репутация авторов, обещающая эффектное разрешение всех конфликтов в восьмой серии, пожалуй, перевешивают недостатки. Многим зрителям «Трасса» даст возможность почувствовать себя в неприятной, но достоверной гуще провинциальной жизни, ощутить связь с родиной. Ну а для тех, у кого такого запроса нет, это просто увлекательный и вязкий детектив. Пусть британцы и американцы по-прежнему делают это лучше, но «Трасса» не худший повод поинтересоваться успехами отечественных производителей на том же поле.
Легально сериал доступен на Okko.
Фото: «Okko»