Судя по фильмам Эдриана Лайна, у него настолько сильный пунктик на изменах, что хочется поинтересоваться у его жены, хорошо ли ей спится по ночам.
Именно после «Рокового влечения» (1987) Лайна, где Гленн Клоуз после интрижки с Майклом Дугласом терроризировала его семью, говорят, что американцы перестали изменять женам (во всяком случае, временно), а его же «Непристойное предложение» (1993) задавало сложный вопрос: считать ли изменой секс, за который Роберт Редфорд предлагает миллион долларов? По количеству секса на экране с Эдрианом Лайном в голливудском кино может соревноваться разве что Пол Верхувен. И символично, что новый фильм Лайна «Глубокие воды» по роману Патриции Хайсмит появился онлайн к тридцатилетию другого эротического блокбастера Верхувена — «Основного инстинкта» (1992).
Интересно, что Лайн не снимал кино целых два десятилетия, с тех пор как в 2002-м вышла его «Неверная» — естественно, о супружеской измене и ее последствиях. Так что для режиссера тема неверности и расплаты за нее стала чем-то вроде постоянной темы творчества, признаком авторского почерка. Но есть ли что сказать о сексе, браке, преступлении и наказании (или его отсутствии) 81-летнему постановщику?
Плюсы:
— главный плюс здесь, конечно, литературная основа — одноименный психологический триллер, написанный Патрицией Хайсмит в 1957-м. Известно, что у Хайсмит был довольно мрачный взгляд на человеческую природу. Эдриан Лайн перенес действие романа в наши дни и изменил финал, сделав его открытым, впрочем, так, что, возможно, самой писательнице он мог бы даже понравиться своим цинизмом и психологической точностью;
— еще обсуждая восемь лет назад кастинг другого психологического триллера «Исчезнувшая» (2014), его режиссер Дэвид Финчер объяснял, почему пригласил на главную роль подозреваемого в убийстве жены актера Бена Аффлека: «У него вид человека, который что-то скрывает». Это было сказано так точно, что из-за Аффлека «Глубокие воды» даже выглядят чуть ли не сиквелом «Исчезнувшей», хотя все ровно наоборот — это роман Гиллиан Флинн был написан под влиянием «Глубоких вод» и спустя более полувека. Идея пригласить Аффлека на роль Вика, который на вопрос о роде занятий отвечает: «Я сделал чип для дронов, которые взрывают людей», хорошая — все-таки он сделал себе карьеру ролями мучимого внутренними демонами образцового американца. Другое дело, что он весь фильм ходит с одним унылым выражением лица, хотя не будем забегать в минусы раньше времени;
— Вик Бена Аффлека наследует его герою из «Исчезнувшей» тем, что за неимением постоянной работы, офисного времени и внятного хобби (нельзя же считать серьезным увлечением разведение улиток — они сами по себе прекрасно разводятся в аквариуме) он просто не знает, куда себя девать. Деньги позволяют ему целыми днями грызть себя мыслями об изменах жены. В общем, он живет как предоставленный самому себе ребенок или старик на пенсии. Так и хочется ему сказать: «Мужик, займись каким-нибудь делом»;
— играющая его жену Мелинду Ана де Армас — красавица и талантище. Где бы она ни появлялась — в «Бегущем по лезвию 2049», «Достать ножи» или «Не время умирать», взгляд зрителя не может не следить за ее героинями — настолько они делают мир вокруг себя живее. Неудивительно, что ее следующей героиней станет Мэрилин Монро в байопике «Блондинка» — как и знаменитая кинозвезда 1950-х, Ана де Армас умеет и «включить» секс, и пройти по улице незамеченной, если ей это нужно;
— так и хочется назвать брак Вика и Мелинды открытым, но это не совсем так. Изменяет в этом союзе только жена, причем делает это нарочито, даже вызывающе. Ее измены больше похожи на месть мужу за недостаточное внимание или на обиду — с такой энергичностью Мелинда бросается в новый (или возобновляет старый) роман. Муж наблюдает за этой возней с плохо скрываемым раздражением, которое на одной вечеринке прорывается наружу — Вик признается одному из любовников Мелинды, что убил ее пропавшего без вести предыдущего парня. Признание похоже на вызов и плохую шутку, но дальше фильм все больше склоняется в сторону кровавого триллера, чем семейной драмы, так что какие уж тут шутки;
— нежелание Лайна следовать финалу Хайсмит и ставить сюжетную точку оставляет к последним сценам странное ощущение. Но фильмы Лайна вообще начинают «работать» со временем. В середине 1980-х его «9 ½ недель» плохо приняли в Америке после того, как из цензурных соображений из фильма вырезали весь физический и психологический садомазохизм между героями Микки Рурка и Ким Бэсингер. Зато более полная версия годами шла в кинотеатрах Европы и в видеосалонах перестроечного СССР. Так что не удивлюсь, если «Глубокие воды» станут тем самым фильмом о природе измены и насилия, который закрепится в сознании нынешних зрителей спустя месяцы или даже годы.
Минусы:
— открытость брака подразумевает некоторую предысторию. Либо супруги слишком давно вместе и договариваются об изменах, чтобы взбодрить свои чувства, либо переводят отношения в дружеские с противоположной целью — когда общий секс не связывает, но с другими людьми возможен. Никакой такой предыстории и договоренности в фильме нет, как и нет равенства — здесь нарушен баланс, на котором держится открытый брак. Что держит этих двух людей вместе, не очень понятно. Любовь? Не похоже. Дочь Трикси? Ее в фильме слишком мало, чтобы объяснить происходящее. Страсть? Ее на лицах актеров не видно. Деньги? Сходство противоположностей (Вик говорит друзьям, что его жена «из другой культуры», на первом свидании заказала детское меню)? В «Глубоких водах» ничего об этом нет. У Вика и Мелинды не совпадают представления о браке, открытом или любом другом. Когда один считает, что супруги должны быть друг другу верны, а второй, что, наоборот, моногамия противоестественна, оба оказываются не на своем месте, все, что каждый привносит в семью, — извращение по мнению другого. «Тебе не скучно?» — спрашивает Мелинда у мужа, имея в виду, что не создана для роли примерной жены. Да уж, заскучаешь тут, пожалуй.
Фото: Hulu