В 1997 году о ядерной угрозе всерьез никто не думал, а в моде был веселый постмодернизм — три года назад на экраны вышло «Криминальное чтиво». Компьютерная ролевая игра «Fallout», появившаяся в 1997-м, полностью соответствовала тренду. Постапокалиптические пейзажи не предостерегали игроков, а приглашали в путешествие по альтернативному будущему. Здесь правили бал черный юмор и ретрофутуристический дизайн, которые моментально влюбили в себя пользователей и сделали игру культовой. Второй «Fallout» был еще успешней, потом разработчики разорились, а затем последовало второе пришествие — уже в полном 3D.
Работа над экранизацией вселенной началась еще в 1990-х, и тогда фильм по вселенной «Фоллаута» закономерно виделся чем-то в духе «Безумного Макса». Сегодня про ядерную зиму говорят уже всерьез, а кино в очередной раз впало в детство благодаря комиксам и фильмам типа «Барби». И вполне естественно, что до встречи со зрителем «Фоллаут» довели Джонатан Нолан и Лиза Джой — авторы «Мира Дикого Запада».
Центральных героев в сериале трое. Люси МакЛин (Элла Пернелл) провела детство в Убежище 33 — одном из подземных бункеров, построенных компанией Vault-Tec для спасения солидных господ от радиации после ядерной войны. На дворе 2296-й, ракеты упали на поверхность Земли больше 200 лет назад, в 2077-м. За это время в Убежищах все переженились со всеми, так что Люси ждет жениха из соседнего 32-го. Свадьба превращается в кровавую резню, бандиты угоняют в плен папу героини (Кайл Маклоклен), так что ей приходится выбраться на зараженную поверхность и отправиться спасать родителя. Здесь она довольно быстро встречает Максимуса (Аарон Мотен) — недотепу из Братства стали (местных крестоносцев, следящих за порядком), которому дано задание поймать ученого по фамилии Уилзиг (Майкл Эмерсон). За голову Уилзига назначена награда, на которую претендует и третий главный герой — радиоактивный зомби (в мире «Fallout» их зовут гулями) Купер (Уолтон Гоггинс). До войны Купер был звездой вестернов, так что и через 200 лет после смерти одевается как Клинт Иствуд из фильмов Серджио Леоне.
Почерк Нолана и Джой очевиден с первых же сцен: множество героев, переусложненность повествования, юмористические подражания Тарантино и резкие вспышки сентиментальности. Арки персонажей более или менее соответствуют аналогичным линиям из «Мира Дикого Запада»: Люси — это Долорес Абернати, Купер — новый Человек в черном, сразу выведенный чуть ближе к первому плану. Механистичность этого переноса бросается в глаза всякому, кто не влюблен во вселенную «Fallout» со времен первых игр. Актеры безбожно переигрывают (особенно преуспевают Пернелл и, увы, Маклоклен), каждый сюжетный поворот, подаваемый как неожиданный, просчитывается на полторы серии вперед. Единственная интригующая сюжетная линия здесь у героя Гоггинса. У Купера у единственного есть внятная предыстория, и смотреть этот ретрофутуристический триллер в стиле «Безумцев» куда интересней, чем следить за перемещениями героев по радиоактивной пустыне. Учитывая уровень современного телевидения, «Фоллаут» выглядит откровенно слабо, как на уровне сюжета, так и в смысле постановки. И удачный антураж далеко не всегда спасает от стыда за происходящее на экране, особенно в финальных, наиболее драматичных эпизодах.
Последнее слово здесь, разумеется, за фанатами игровой франшизы. Они очень долго ждали экранизации, они делают «Фоллауту» рейтинги. Их, кажется, даже побаиваются обижать критики, обеспечившие сериалу 93% «свежести» на Rotten Tomatoes. Однако кажется, что даже не имеющее отношение к игре недавнее «Убежище» от Apple TV+ соответствует ее духу больше, чем сериал Нолана и Джой. С другой стороны, вполне вероятно, что по-настоящему мрачный остроумный сериал про ядерный апокалипсис сегодня и не имел бы успеха — в доме повешенного о веревке не говорят.
Фото: Amazon Prime Video