В песне 1968 года «Стеклянная луковица» The Beatles шутливо троллили поклонников, которые чересчур серьезно искали скрытый смысл в текстах группы. В продолжении (относительном, конечно, учитывая, что из первой части 2019 года во вторую перешел только детектив Бенуа Блан, главный герой в исполнении Дэниела Крэйга) фильма «Достать ножи» режиссер Райан Джонсон тоже строит интригу как отражение сквозь прозрачную луковицу: все кажется многослойным и сложным, но на самом деле суть, сердцевина видна невооруженным глазом.
Плюсы:
— самое интересное в «Стеклянной луковице» (c 23 ноября в ограниченном прокате США, 23 декабря онлайн-премьера на Netflix), как Райан Джонсон (он же автор сценария) построил сюжет по музыкальным законам. Фильм сочинен, как фуга — общая линия многоголосого произведения перебегает от одного героя к другому, показывая уже знакомое действие с новой точки зрения;
— набор ярких персонажей позволяет это сделать. Сумасбродный миллиардер Майлз Брон (Эдвард Нортон) приглашает компанию старых друзей, которые называют себя разрушителями, на свой греческий остров. У вечеринки есть тема: инсценировка убийства хозяина, гости должны угадать, кто убийца. Но как только на остров сходит давняя подруга хозяина Энди (Жанель Моне), становится понятно, что убийство, скорее всего, произойдет взаправду — когда-то Брон использовал идеи Энди и построил компанию, оставив ее ни с чем. Среди остальных гостей — бывшая модель Берди (Кейт Хадсон), вляпавшаяся в скандал с кровавыми алмазами, губернатор Коннектикута Клер (Кэтрин Хан), чью предвыборную кампанию финансировал Брон, ютубер-шовинист Дюк (Дэйв Баутиста), выступающий за права мужчин, что бы это ни значило, и работающий на Брона ученый Лайонел (Лесли Одом-мл.). У каждого есть зуб на хозяина и, возможно, друг на друга. После смерти первого персонажа Блан начнет расследование, и фильм окажется гораздо интереснее недавней «Смерти на Ниле» Кеннета Браны по Агате Кристи;
— конечно, без упоминания королевы детективов писать уже о втором «Достать ножи» невозможно, но Джонсон пошел дальше и развил идеи первого фильма. Если «Достать ножи» трехлетней давности был ближе к агата-кристиевскому канону хотя бы потому, что имел дело с классовыми и поколенческими конфликтами в готическом особняке в Массачусетсе, а Блан эффектно носил плотные твидовые пиджаки на осень, то вторая картина идеологически и стилистически остросовременна, как новостная сводка. Миллионер как будто списан с очередного криптового, пока еще не прогоревшего магната-нувориша, намеки на кровавые алмазы как будто взяты из новостей про алчных, неразборчивых в связях супермоделей, а летнее солнце над Эгейским морем палит так, что Блан потеет даже в своем светлом льняном костюме. Действие происходит во время локдауна: Брон одалживает на время у Лувра «Мону Лизу» («Все равно музеи закрыты», — объясняет он гостям), а в какой-то момент на экране в особняке появляется Серена Уильямс и спрашивает, никто не хочет ли поиграть — у Брона столько денег, что у него даже инструктор по теннису многократная чемпионка всех турниров мира. Эти смешные в своей чрезмерности детали, комментирующие мысль о том, что на свете нет ничего, что нельзя было бы купить, добавляют фильму бесшабашного бесстыдства. Пятьдесят лет назад «Достать ножи 2» показывали бы в советских кинотеатрах как иллюстрацию «бесчеловечного оскала капитализма»;
— после окончания съемок много шуму наделало интервью Дэйва Баутисты, в котором он рассказал, какое удовольствие от работы получал Дэниел Крэйг, особенно после вымотавшей его за 15 лет эпопеи с Джеймсом Бондом. Вообще по всем актерам видно, что они получали удовольствие, играя своих гротескных персонажей, особенно Кейт Хадсон;
— Джонсон не сбавляет темп, взятый в первом фильме. «Стеклянная луковица» смотрится на одном дыхании, как и задумано — будто чистишь один слой за другим.
Минусы:
— ленивая неубедительная развязка, разворачивающая сюжет к хеппи-энду. Обидно, учитывая, что до этих финальных сцен все было придумано виртуозно.
Фото: Netflix