«Достать ножи: Проснись, мертвец»: Дэниел Крейг вступает на 40-й минуте, но и без него неплохо - Москвич Mag
Геннадий Устиян

«Достать ножи: Проснись, мертвец»: Дэниел Крейг вступает на 40-й минуте, но и без него неплохо

4 мин. на чтение

Три года назад «Стеклянная луковица» — сиквел отличного «Достать ножи» (2019) так хотел высказаться на модную тему неравного распределения богатств (убийство жадного техномиллиардера в исполнении Эдварда Нортона) и был так болтлив и расфокусирован, что казалось: все, еще одна перспективная франшиза слетела с катушек и планирует почивать на лаврах первого хита. Но к третьей части автор концепта Райан Джонсон пришел в себя и напичкал «Воскрешение покойника» (или «Проснись, мертвец») всем, за что мы полюбили первый «Достать ножи». Фильм вышел в американский прокат 28 ноября, у нас его можно посмотреть только онлайн у пиратов.

Плюсы:

— в отличие от «Стеклянной луковицы», эксплуатировавшей горячую тему техномиллиардеров как новых повелителей мира, «Проснись, мертвец» имеет дело с почти вечным — верой, религией, правильным и неправильным, злом и добром. Преподобный Джад Дюплентиси (Джош О’Коннор) переведен с места службы за драку с хамоватым дьяконом и отправлен в подразделение в штате Нью-Йорк, возглавляемое монсеньором Джефферсоном Уиксом (Джош Бролин). Уикс получил свой приход по наследству — когда-то здесь всем заправлял его дед, таинственным образом умерший прямо в церкви, а его «блудница»-мать пыталась разрушить церковь в поисках якобы спрятанных драгоценностей. Уикса нельзя назвать типичным священником — во время службы он выбирает в зале жертв из новеньких и шельмует их так, что те в ярости уходят, клянясь никогда не переступать порог церкви с таким человеконенавистническим батюшкой. Так за годы вокруг Уикса собралась преданная паства, состоящая из колоритнейших персонажей: адвоката Веры (Керри Вашингтон), ее приемного сына, консервативного инфлюенсера и неудавшегося политика Сая (Дэрил Маккормак), передвигающейся в инвалидном кресле виолончелистки Симоны (Кэйли Спэни), исписавшегося фантаста Ли Росса (Эндрю Скотт), пьющего доктора Нэта Шарпа (Джереми Реннер), от которого ушла жена, и, наконец, работающих в церкви бухгалтера и помощницы по хозяйству Марты Делакруа (Глен Клоуз) и садовника Самсона (Томас Хэйден Черч). Когда прямо в Страстную пятницу в храме Божьем практически у всех на глазах произойдет убийство, подозрение падет на никого (учитывая, что убийце просто негде было укрыться) и одновременно на каждого. Как и в предыдущих фильмах из серии «Достать ножи», видно, что Райан Джонсон по-прежнему прилежный ученик Агаты Кристи, но, учитывая готическую предысторию и манипуляции со скелетами в усыпальницах, не обошлось без влияния Эдгара Аллана По, и это все, конечно, нельзя не приветствовать;

— как обычно, здесь звезда на звезде и звездой погоняет даже в крохотных неблагодарных ролях. Например, роль Милы Кунис, сыгравшей местного шерифа Джеральдину, сведена к подбрасыванию реплик Дэниелу Крейгу, да и сам сыщик Бенуа Блан с отросшими волосами и в прекрасном костюме-тройке прибывает на место преступления только через 40 минут после начала фильма, и, в общем, остальные герои без него неплохо обходятся;

— особенно приятно наблюдать за карьерным ростом исполнителя главной роли. Джош О’Коннор, этой осенью отлично сыгравший «Вдохновителя» у Келли Райнхардт, в «Проснись, мертвец» оказывается подозреваемым. Все указывает на то, что убил его герой Джад: и прошлое уличного боксера, и несдержанный нрав, и угрозы жертве, услужливо записанные на видео блогером Саем: после его страстного «Вас нужно вырезать, как раковую опухоль» у шерифа Джеральдины не остается сомнений, кого тут нужно арестовывать. Но Бенуа Блан (и, главное, зрители) уверен, что парня подставили, хотя бы потому что в это верит и Райан Джонсон, связывающий своего героя уликами, но ни одной решающей. Джад и его новый союзник Бенуа должны найти преступника, но это не так легко, потому что в какой-то момент убитая в Страстную пятницу жертва должна сделать то, что указано в названии фильма, и воскреснуть на Пасху. Как тут не уверовать даже такому убежденному безбожнику, как Блан, который, по его собственным словам: «Еретик, и горжусь этим», тем более что он сам, ознакомившись с делом, начинает не к ночи поминать «путь в Дамаск»?;

— конечно, перед нами не столько церковь, сколько метафора современной Америки, о которой Райану Джонсону нужно непременно выговориться в лучших традициях голливудской либеральной пропаганды. Глава этой конкретной церкви Уикс — демагог, видящий своей работой не проповедь христианских ценностей, а радикализацию преданной паствы против меняющегося мира за пределами храма. Противостоять этому может только здравый смысл, олицетворяемый Бланом, но в данном случае и верой, которую проповедует конструктивно настроенный и миролюбивый Джад. Так безбожник-рационалист находит точки соприкосновения со смиренным слугой Божьим, и эта объединяющая людей разных воззрений цель и способна противостоять разрушительной силе популизма и демагогии. Перед нами фактически киноверсия первой встречи Трампа с Мамдани после его избрания мэром Нью-Йорка.

Минусы:

— уже зная, кто убийца, невольно думаешь о том, что его смысловой посыл — условное зло можно победить, только восстав против него изнутри, как это и произошло в фильме. Иначе никак, так что остальным участникам процесса приходится пассивно ждать, пока кто-то другой начнет действовать или у него сдадут нервы;

— «Проснись, мертвец» длится аж 2 часа 20 минут, и иногда кажется, что он и слишком короткий, и бесконечный одновременно. С одной стороны, звезды не последней величины еле успевают вставить пару слов, когда до них доходит очередь. С другой — сейчас такое убийство любой детективный сериал разгадывает за 45 минут экранного времени.

Фото: Netflix

Подписаться: