Все актеры, играющие в фильмах Вуди Аллена, даже такие разные, как Оуэн Уилсон, Уилл Феррелл, Джесси Айзенберг и, как в новом фильме «Дождливый день в Нью-Йорке», Тимоти Шаламе, так или иначе становятся чем-то похожими на самого режиссера, запатентовавшего образ нью-йоркского невротика, как «Макдоналдс» — желтую букву М.
Шаламе неожиданно идет быть «молодым Вуди Алленом», хотя, конечно, он для этого слишком красив. Он играет студента с нетонким для Аллена именем Гэтсби (родители не пощадили ребенка), который знакомится в колледже с идеальной мечтой любого еврейского мальчика — наивной провинциальной блондинкой-шиксой Эшли (Элль Фэннинг) и едет с ней в Нью-Йорк на выходные.
У Эшли на Манхэттене дела — интервью для институтской газеты с самим Роландом Поллардом (Лив Шрайбер), режиссером, которого юная журналистка считает не менее крутым, чем Де Сика и Куросава. Интервью плавно переходит в показ фильма, показ — в поездку в машине сценариста Теда Давидоффа (Джуд Лоу), который только что узнал об измене жены (Ребекка Холл) с его лучшим другом, и, наконец, в знакомство с секс-символом Франсиско Вегой (Диего Луна).
Гэтсби тоже находит, чем заняться в родном Нью-Йорке. Зайдя на съемки к приятелю, начинающему режиссеру, он встречает Шеннон (Селена Гомес), младшую сестру своей бывшей. Постепенно все обязательства Гэтсби и Эшли улетучиваются, потому что Нью-Йорк полон соблазнов и головокружительных перспектив, или, как говорит главный герой, «у этого города свои планы».
«Дождливый день в Нью-Йорке» (в кинотеатрах с 10 октября) — 49-й фильм Вуди Аллена, и понятно, что в 83 года сложно тягаться с самим собой, автором «Энни Холл», «Манхэттена», «Пуль над Бродвеем» и еще 45 картин. У Аллена настолько долгая карьера, что она делится на период «известный комик решил сам снимать кино», после которого последовал период величия и «Оскаров» (конец 1970-х), потом был «драматический» период, когда Аллен пытался подражать своему кумиру Ингмару Бергману, потом — период Мии Фарроу (закончившийся скандалом), потом — один из самых интересных, когда зрелый, но еще не немощный Аллен снял «Пули над Бродвеем», «Могучую Афродиту» и полуавтобиографический «Разбирая Гарри». В XXI веке живой классик тоже пережил свои взлеты и падения, от необязательности «Голливудского финала» и «Мелинды и Мелинды» до трилогии со Скарлетт Йоханссон и от кассового успеха европейской трилогии (Барселона—Париж—Рим) до переиначиваний Бернарда Шоу и Теннесси Уильямса — с Вуди Алленом никогда не было скучно, какими бы монотонными ни казались иногда его картины, особенно когда они выходят со скоростью фильм в год.
«Дождливый день в Нью-Йорке» похож на попурри из старых тем Аллена, которые он когда-то исследовал гораздо интереснее. Или, местами, на старый анекдот, который рассказывает любимый всеми старик, не подозревающий, что шутка с бородой и анекдотец пошловат. И все же Аллен и в 83 года может написать смешную реплику (в Египетском зале музея «Метрополитен» Гэтсби восклицает: «Больные эти египтяне, столько денег вкладывать в загробную жизнь!»). Только Аллен может выставить Джуда Лоу некрасивым грузным ревнивцем, а Лива Шрайбера — сексуальным полубогом. «Дождливый день в Нью-Йорке» не попадает даже в первую двадцатку лучших фильмов Аллена, и все равно его интереснее смотреть, чем три четверти всего, что идет в кинотеатрах сегодня.
Фото: Вольга