Геннадий Устиян

«Дурные деньги» — редкий случай умной «финансовой мелодрамы»

3 мин. на чтение

Несмотря на то что фильмы и сериалы про инвестиции и интернет, основанные на реальных событиях, получаются статичными и многословными, они продолжают выходить. К счастью, режиссер Крейг Гиллеспи умеет делать такие сюжеты увлекательными. В конце концов, именно он поставил «Тоню против всех» об оскандалившейся фигуристке Тоне Хардинг и сериал «Пэм и Томми» об истории с порнокассетой, снятой Памелой Андерсон и Томми Ли в 1990-х, и умеет довести досадный промах до уровня эпохальной драмы.

В «Дурных деньгах» Гиллеспи умудряется осмыслить события всего двухлетней давности и даже сделать некоторые выводы так, будто это давнее прошлое.

Плюсы:

— «Дурные деньги» (в кинотеатрах с 5 октября) сняты по книге «Антисоциальная сеть» Бена Мезрича, того самого, который написал в 2009-м «Миллиардеров поневоле», ставших годом позже основой фильма Дэвида Финчера «Социальная сеть». Финчер тогда доказал, что можно снять хороший фильм о людях, которые в основном просто смотрят в экраны компьютера или спорят о чем-то непонятном, сценарист Аарон Соркин даже получил за адаптацию книги «Оскар». У Гиллеспи нет замаха на награды и «престиж» — его фильм производит впечатление легко, несмотря на большое количество параллельных историй, снятого, без претензий на интеллектуальность, понятного и при этом неглупого;

— сюжет охватывает судьбы полдюжины героев, в основном не знакомых друг с другом. Продавец в сетевом магазине компьютерных игр GameStop в Детройте Маркус (Энтони Рамос) тяготится неблагодарной работой и еле сводит концы с концами, но последние деньги вкладывает в акции своего работодателя. Работающая медсестрой мать-одиночка Дженни (Америка Феррера) из Питтсбурга экономит на брекетах сыну, чтобы купить те же акции GameStop. Объединяет этих и других людей, живущих по всей Америке, только то, что они смотрят на YouTube стримы «Ревущий котенок» инвестора-любителя Кита Гилла (Пол Дано), который любит выпить в кадре. Кит призывает подписчиков скупать акции GameStop, несмотря на плохой прогноз аналитиков с Уолл-стрит и тот факт, что как раз в разгаре пандемия, из-за которой магазины закрываются по всей стране. В результате акции компании растут настолько, что Кит и его терпеливая жена Кэролайн (Шейлин Вудли) оказываются их обладателями на 23 млн, пока главы хедж-фондов типа Гейба Плоткина из Melvin Capital Management теряют сотни миллионов, а вся эта заваруха доходит до таких пределов, что противоборствующие стороны вызывают на слушания в Конгресс;

— это история о том, как взаимоподдержка, как их называют, обывателей, захотевших хоть раз что-то выиграть в жизни и пошедших на принцип, привела их к победе над циничными профи. Также это история о силе, которую дает демократичность интернета против привычных структур. Книга Мезрича и фильм Гиллеспи не договариваются до того, что такие случаи могут сломать привычный ход вещей — богатые всегда найдут способ нагреть бедных. Но именно уникальность истории Кита Гилла заслуживает книги и фильма — это история человека с принципами в наше время, когда все покупается и продается;

— не имея никакой возможности показывать хоть какой-то экшн, Гиллеспи наполнил фильм парой десятков колоритнейших персонажей, среди которых, конечно, акулы фондового рынка выглядят трусливыми жуликами, ведущими дела по телефону в огромных пустых домах, где не слышен смех ребенка, а поклонники Кита Гилла — благородными трудягами, нашедшими смысл жизни в объединении ради общей цели. На экране почти нет кадра, не занятого чьим-то если не знаменитым на весь мир, то хотя бы известным лицом. Винсент Д’Онофрио, Сет Роген, Ник Офферман, Себастьян Стэн и, наконец, отлично сыгравший здесь младшего брата Гилла, бездельника Кевина, комик Пит Дэвидсон, который выступает некой экранной версией зрителя и наблюдателя за происходящим, — едва ли не самый неожиданный и любопытный ансамбль года;

— после «Социальной сети» кино регулярно пыталось осмыслить процессы, меняющие окружающую жизнь благодаря технологиям и/или приведшие к финансовым катастрофам — за последние годы помимо прочего вышли сериалы о феномене Uber, WeWork и других представителей новой экономики. И все же «Дурные деньги», которые прекрасно выдерживают сравнение с другими похожими фильмами, больше всего напоминают «Игру на понижение», тоже основанную на реальных событиях докукомедию Адама Маккея о причинах кризиса 2008 года. Такие фильмы напоминают, что кино должно не только развлекать.

Минусы:

— отрезвляющее осознание того, что многие незадачливые мини-инвесторы не успели скинуть акции на пике и стали еще беднее, чем до начала фильма. Но это минус не «Дурных денег», а реальности.

Фото: Global Film

Подписаться: