Днем Алексей Мягков (Тимофей Трибунцев) работает дворником в детском доме города Рыбинска, а по ночам обносит дома местных состоятельных бандитов. Миниатюрный мужчина занимается грабежом не ради обогащения, а из соображений благотворительности. На вырученные от продажи награбленного деньги в детдом поставляют, например, унитазы.
Однако криминальная схема рыбинского благородного разбойника явно небезупречна. Во-первых, дети находят на чердаке тайник дяди Леши и требуют взять их в долю. Во-вторых, по его следу угрюмо идет печальный следователь Павлов (Сергей Лавыгин). В-третьих, в попытках сохранить втайне преступную деятельность Мягков вынужденно оказывает знаки внимания одинокой директрисе детдома (Анна Уколова), которая абсолютно готова ответить на робкие ухаживания дворника. Наконец, рыбинский криминалитет ведет собственное расследование и вот-вот выйдет на тихого грабителя.
Авторы «Дяди Леши» начинают диалог со зрителем уже с имени главного героя, отсылающего к Андрею Мягкову — актеру из лучших комедий Эльдара Рязанова. Сюжет о благородном разбойнике в свою очередь уже напрямую апеллирует к рязановскому наследию, а точнее, к фильму «Берегись автомобиля». И в этой преемственности нет ничего постыдного. Эксперименты в эпоху франшиз и киновселенных вообще не очень в чести, и русские сериалы в этом смысле вполне в тренде. Если «Слово пацана» ссылается на перестроечное кино, то почему бы не обратиться к настоящей советской классике? Весь вопрос здесь в нюансах, в мастерстве, с которым механика вечнозеленых хитов проанализирована и адаптирована под современные реалии.
С культурным кодом советского кино создатели «Дяди Леши» Дмитрий Невзоров, Никита Лундин и Антон Бабаев работали уже в прошлогодней «Кибердеревне». Новый сериал в этом смысле выглядит закреплением и шлифовкой авторского почерка. Сам концепт здесь, пожалуй, менее яркий, но влюбиться в незадачливых персонажей у зрителя шансов точно не меньше.
Важнейший козырь авторов «Дяди Леши» — демонстративная легкость, с которой они воскрешают архетипы и методы советской комедии. Собственно, эта легкость была свойственна и оригиналу — фильмам Гайдая, Рязанова и Данелии. Эти истории будто бы не могли быть рассказаны иначе, а представленные там характеры и типажи узнавались моментально и делали картинам внушительную кассу. Современные попытки реанимировать жанровые схемы обычно характерны некоторой натугой. Режиссеры и сценаристы очень гордятся своими редакторскими находками, акцентируют формальные решения, забывая о том, что комедия прежде всего должна помогать зрителю хорошо провести время. «Дядя Леша» вступает в диалог с шедеврами прошлого легко, пользуется находками предшественников бережно, указывая на то, что времена не слишком поменялись.
Трагикомический дар Трибунцева и характерное амплуа Уколовой действительно обычно несколько выпирают из фильмов с их участием. Здесь же все крайне органично. Алексей Мягков — наследник героев не только своего однофамильца, но и Юрия Никулина или Олега Басилашвили. Народное обаяние Уколовой роднит ее с Ниной Дорошиной и Людмилой Гурченко (при желании актрису можно представить в оммаже «Любви и голубям»). Ну а Сергей Лавыгин убедителен, кажется, вообще в любых обстоятельствах, от «Льда» до «Капельника». Центральное трио подобрано настолько удачно, что компенсирует даже традиционно формальную работу с актерами-детьми.
Ретроэскапизм, который уже второй раз подряд предлагает публике команда «Кибердеревни», пожалуй, вызывает некоторые вопросы. Однако в обстоятельствах, когда какой-то новый язык осмысления русской действительности складывается с трудом, вполне сгодится и этот — во всяком случае, ничего лучше этой весной русское кино и телевидение точно не сделали.
Легально сериал доступен на сервисе Kion.
Фото: Kion