У чикагского прокурора Расти Сэбича (Джейк Джилленхол) в жизни наступила полоса, которая с каждым днем становится все чернее. Во-первых, непосредственный начальник, окружной прокурор Рэймонд Хорган (Билл Кэмп), вот-вот проиграет выборы молодому экс-протеже Никко делла Гардиа (О. Т. Фагбенли).
На этом фоне происходит убийство коллеги Сэбича Каролин Полимус (Ренате Реинсве), с которой у Расти недавно завершился страстный роман. Едва наладив отношения с женой Барбарой (Рут Негга), Сэбич берется за расследование убийства, но действует неловко и после проигрыша Хоргана оказывается на скамье подсудимых.
Первая экранизация романа Скотта Турроу «Презумпция невиновности» вышла на экраны в 1990 году и моментально стала не только кассовым хитом, но и канонической киноверсией этого текста. При бюджете 20 млн долларов фильм заработал 221 млн — чистая, окончательная коммерческая и творческая победа режиссера Алана Пакулы и продюсеров Сидни Поллака с Марком Розенбергом, которые купили права на постановку за год до публикации романа. При этом авторы фильма признавали, что превращение книги в сценарий было работой не из легких. Так, из сюжета были удалены некоторые куски, посвященные отношениям Расти Сэбича с женой, пришлось добавить пару персонажей, изменить концовку. В общем, когда за новую экранизацию взялся автор «Большой маленькой лжи» Дэвид Э. Келли, у него был известный простор для создания самостоятельного произведения, а не просто перелицовки классического фильма.
«Презумпция невиновности» от Apple TV+ действительно похожа на фильм Пакулы довольно отдаленно. Прежде всего Джейк Джилленхол в роли Расти значительно выразительнее и экспрессивней Харрисона Форда, сыгравшего эту роль у Пакулы. По словам Форда, его задачей было создать образ угодившего в передрягу обывателя. Пассивность персонажа была для него вызовом, который Харрисон воспринял настолько азартно, что даже самостоятельно предложил сделать для роли чуть неряшливую короткую стрижку. Джилленхол с его огромными глазами — герой в гораздо более традиционном смысле: мятущийся, страдающий, эмоциональный. Восьмисерийная дистанция позволила Келли уделить больше внимания и другим героям, прежде всего обвинителям и обеим женщинам Сэбича. Наконец, коррективы внесло и время: в сегодняшнем суде подробно изучается содержимое мобильных телефонов, а не только отпечатки пальцев на стаканах.
Пакула говорил, что в центре его фильма находилась концепция правосудия как таковая — не случайно он начинался и заканчивался долгим планом пустого зала суда с закадровым голосом героя. Келли — мастер остросюжетных мелодрам, так что его проект больше сосредоточен на перипетиях сюжета. Новая «Презумпция невиновности» очевидно получилась не такой изящной в чисто кинематографическом смысле. Классик параноидального триллера Пакула тщательно выстраивал кадры, нагнетал напряжение при помощи монтажа и ракурсов. Сцену соблазнения Расти из фильма 1990 года забыть и вовсе невозможно. В сериале секса гораздо больше, он разнообразней и снят нервной тряской камерой, однако прием здесь никогда не возвышается до символов и метафор.
И тем не менее у Келли прекрасное чувство ритма, он действует уверенно и неспешно взвинчивает градус напряжения, к последним эпизодам атмосфера внутри кадра становится по-настоящему взрывоопасной. Сюжетные нововведения делают драматургическую конструкцию сложнее, а герои, как и положено в драме и мелодраме, смотрятся объемно. У каждого из центральных актеров (упомянем и великолепного Питера Сарсгаарда в роли одного из обвинителей) здесь есть несколько ярких бенефисных выходов. Прессе пока открыт доступ только к семи сериям — вполне возможно, что в финале сюрпризы ждут даже зрителей, знакомых с сюжетами книги Турроу и фильма Пакулы. Интересно, кстати, что в 2010-м писатель выпустил роман-сиквел под названием «Невиновный», где Расти был вынужден расследовать уже убийство жены. Через год вышла экранизация с Биллом Пуллманом в главной роли, однако фильм успешным не был. Таким образом, у Дэвида Келли есть все основания взяться за продолжение. Тем более что Джилленхол явно получает удовольствие от возможности продемонстрировать все грани своего драматического дарования на длинной дистанции — фильмы типа «Дома у дороги» такого простора ему не дают.
Фото: Apple TV+