Джиллиан Андерсон репетировала свою гримасу надменности в «Покинутых» десятилетиями
После третьего выкидыша крайне набожная ирландка Фиона Нолан (Лина Хиди) поняла, что своих детей ей иметь не суждено. Спустя несколько лет она живет на ферме в Орегоне с четырьмя приемными детьми разных кровей. Дети уже взрослые, двоих Фионе оставил хозяин земли, на которой стоит ферма. Именно этой земле и угрожает семейство Ван Несс, делами которого с вечно поджатыми губами руководит строгая Констанс (Джиллиан Андерсон).
На дворе 1854 год, Ван Нессы добывают серебро, под фермой Фионы предполагается месторождение. Чтобы выселить упрямых крестьян, Констанс насылает на них поджигателей и отравителей, но все без толку. Когда старший из сыновей Констанс Уиллем (Тоби Хемингуэй) покушается на честь дочери Фионы Далии (Диана Сильверс), его сажают на вилы и по-тихому хоронят вместе с соседской собакой. Все тайное в таких историях рано или поздно становится явным, так что открытое противостояние матриархов неизбежно.
Шоураннер Курт Саттер прославился благодаря «Сынам анархии», в которых ловко соединил байкерский эпик и сюжетную механику шекспировского «Гамлета». Саттер не только освежил романтическую составляющую мира мотоциклистов в коже, но и сделал эту вселенную пространством для средневековых по накалу конфликтов. Спустя несколько лет после окончания «Сынов анархии» он частично повторил этот эффект в «Майянцах», но третьего самоповтора публика, пожалуй, не простила бы. Уход в мир Дикого Запада был логичен, тем более что Саттер придумал для своего первого вестерна оригинальный сеттинг. В «Сынах анархии» тоже были сильные героини, но все же это было мужское шоу, а здесь в центре композиции оказались уже преимущественно дамы в шляпах разного фасона.
Идея «Покинутых», по словам автора, заключается в том, чтобы языком вестерна рассказать о зарождении в Америке середины XIX века организованной преступности, точнее, мафиозных кланов. Первый сезон в этом контексте лишь завязка — Фиона и Констанс делают первые шаги по тропе войны. Впрочем, в последней серии кровь уже хлещет всерьез, а настежь открытый финал указывает на то, что дальше (если будет второй сезон) по дороге ярости пойдет только одна героиня. Большая часть хронометража отдана под экспозицию и знакомство с персонажами. Кроме многочисленных детей героинь здесь фигурируют, например, четырехпалый следопыт в исполнении Михаэля Хейсмана из «Призрака дома на холме» и русский торговец оружием по имени Аркаша (Аарон Джинджихашвили).
По замыслу Саттера, первый эпизод «Покинутых» был поставлен как полнометражный фильм, масштабный пролог с погружением в мир сериала. Netflix эта идея не понравилась, пилот пришлось резать пополам, перемонтировать и доснимать. Занимался этим постановщик ключевых эпизодов «Острых козырьков» Отто Баттхерст, поскольку Саттер покинул проект за несколько недель до окончания съемок (хоть и значится в титрах в прежней должности). Возможно, благодаря Баттхерсту Фиона Нолан приобрела немного статного высокомерия, которым вот уже больше десяти лет покоряет зрителей Киллиан Мерфи в роли Томми Шелби. Джиллиан Андерсон есть что противопоставить: гримасы надменности она шлифует в разных ролях уже пару десятилетий. Дуэль двух актрис безусловно лучшее, что есть в сериале, и главная причина, по которой хотелось бы, чтобы «Покинутые» получили продолжение. Что же касается истоков мафиозной Америки, то сериал предлагает не специфическую (как в свое время «Банды Нью-Йорка»), а универсальную мифологию. Проще говоря, «Покинутые» будут равно близки сердцу как поклонникам «Однажды на Диком Западе», так и тем, кто хотел бы увидеть «Бригаду» во вселенной «Человека с бульвара Капуцинов».
Фото: Netflix

