В одной из многочисленных сцен, происходящих в воображении влюбленного Артура Флека (Хоакин Феникс), его девушка Харлин Куинзел (можно просто Ли) в исполнении поп-звезды Леди Гаги говорит ему прямо во время исполнения очередной песни (их здесь много, перед нами вроде как мюзикл): «Давай, дорогой, дадим зрителям то, чего они хотят», имея в виду: «Хватит грузить их своим скучным внутренним миром, танцуй».
В общем, то же самое можно было бы сказать о зрительских ожиданиях от сиквела «Джокера», пять лет назад собравшего миллиард в мировом прокате и 11 номинаций на «Оскар» и ставшего любимым фильмом в первую очередь мужчин среднего возраста, «которых не понимает мир» (или они сами считают, что он их не понимает). Ждали шоу, песен и безумной любви (см. название), то есть скрещения на стыке мюзикла и любовной и судебной драм — умирающих жанров, которые еще четверть века назад исчезали с больших экранов и перебирались на телевидение. Как показывает «Джокер: Безумие на двоих» (в прокате США с 4 октября, у нас фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов), умирали они не зря — Голливуд совсем разучился их снимать.
Плюсы:
— Хоакин Феникс снова выдал прекрасную работу, особенно после того, как совсем недавно провел всего «Наполеона» Ридли Скотта как будто в ступоре. Тот факт, что его Артур Флек, убивший в первом фильме пятерых (одного — в прямом эфире), стал после этого знаменитостью, только усугубил его положение. Теперь он не просто неудачник, о которого каждый прохожий хочет вытереть ноги, он мартышка в клетке, от которой все ждут, когда она устроит очередное шоу. Феникс умеет быть одновременно беззащитным и страшным, и его исполнение роли Джокера можно поставить в один ряд с версиями Джека Николсона и Хита Леджера;
— первый фильм был не столько классической историей Джокера из бэтменовских комиксов, сколько своеобразным ремейком «Таксиста» Мартина Скорсезе, вплоть до Роберта Де Ниро в роли жертвы. «Безумие на двоих» пытается перейти на новый уровень и показать, что случается после того, как стендапер-неудачник добился своего (правда, совсем не так, как рассчитывал) и стал знаменитым. Отношения американцев со славой всегда были нездоровыми — Джон Уотерс еще в 1980-х говорил, что если психопат Чарльз Мэнсон сбежит из тюрьмы и зайдет поесть в ресторан, его посадят за лучший столик. Насилие — это шоу, а если есть шоу, значит, его можно продать, так что все, от журналистов до охранников, провоцируют Артура на срыв. В этом смысле ему даже не нужны стены психушки, он и так находится в тюрьме, а стенами служат взгляды окружающих.
Минусы:
— удивительно, но сценаристы даже во втором фильме ничего не сделали для того, чтобы Артур Флек стал интересным человеком. Помимо его редкого недуга ему совсем нечем похвастаться — как только он пытается что-то сказать, все равно выходит что-то вроде «Я просто хочу, чтобы со мной считались». Этого недостаточно, у любого человека есть еще что-то, за что стоит его уважать, Флек же просто действительно несмешной стендапер. Такому герою сложно сопереживать, даже когда очень хочется;
— зачем звать известную певицу Леди Гагу и не дать ей показать то, что она умеет лучше всего? Гага — средняя актриса, но маска обиженной на мир сумасбродной девушки ей к лицу. В фильме ей просто особо нечего делать, кроме как оттенять Феникса и провоцировать его на «переход» в Джокера — именно в него она и влюбилась, в выдуманную и ставшую популярной сущность, а не в конкретного человека. Гага честно пытается это играть, но удивительно, что даже песни, которые исполняет она одна или вместе с Фениксом (от Джуди Гарленд и Жака Бреля до Bee Gees и Стива Уандера), не выстреливают. Режиссер Тодд Филлипс говорил, что он специально не хотел делать классический мюзикл с отрепетированными номерами и добивался от исполнителей «искренности» и спонтанности. Зря. И Гага, и Феникс, переходя от диалогов к пению и обратно, то шепчут, то мяукают, то орут как раненые животные, но только не поют;
— главный недостаток фильма — его просто скучно смотреть. Кажется, режиссеру не интересны его герои и то, что с ними происходит. Можно не интересоваться тем, что хотят увидеть на экране зрители — в конце концов, режиссер имеет право снять фильм, который хочет он. В 1993-м Тодд Филлипс дебютировал в кино документальным фильмом «Ненавистный» о панк-рокере и героинщике Джи-Джи Эллине, который мог наделать на сцене прямо во время выступления. Даже для поклонников панка это был перебор, и в музыканта из зала летели бутылки. Кажется, и через 30 лет Филлипс принимает сторону своего героя, даже если ему не сочувствует — второго «Джокера» так и тянет сравнить с большой кучей экскрементов.
Фото: Warner Bros./InterCom