Шьямалан продолжает бороться за звание Хичкока XXI века — в том смысле, что если Хичкок убивал в «Психо» свою главную звезду Джанет Ли через 20 минут после начала фильма, то мы, только познакомившись с главным героем «Ловушки», пожарным (во всяком случае, он так представляется) Купером (Джош Хартнетт), всего минут через пятнадцать узнаем, что он и есть главный злодей.
Плюсы:
— в самом сюжетном ходе, при котором главный герой оказывается и преступником, нет ничего нового — Агата Кристи сделала убийцей рассказчика из своего «Убийства Роджера Экройда» почти сто лет назад. Тогда писательницу обвиняли в нарушении законов классического детектива. Сейчас Шьямалана никто обвинять не планирует, наоборот, режиссер, убирающий тиски жанра, может рассчитывать на заслуженные комплименты;
— Купер сопровождает 11-летнюю дочь Райли (Ариэль Донохью) на концерт ее любимой поп-звезды Леди Рэйвен (ее играет дочь режиссера, певица и композитор Салека Шьямалан, уже сочинявшая музыку к фильмам отца, но «Ловушка» — ее актерский дебют). Джош Хартнетт еле скрывает снисходительную улыбку, наблюдая, как дочь и еще 20 тысяч ее ровесниц беснуются в зале и реагируют на каждый манипулятивный, рассчитанный на ранимых девочек-подростков прием Леди Рэйвен вроде «Включите фонарик на телефоне, если вы когда-нибудь чувствовали себя преданной» (Райли недавно поссорилась с лучшей подругой, которая тоже пришла на концерт). Семейную идиллию нарушает подозрительное скопление полицейских и агентов ФБР в коридорах концертного комплекса — оказывается, в здании находится опасный маньяк-убийца по прозвищу Мясник, и сначала кажется, что нас ждет история о хорошем отце, который пойдет на все, чтобы спасти дочь и поймать преступника. Еще минут через пять мы осознаем, что Купер и есть преступник;
— «Ловушка» (в прокате США с 2 августа, в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) борется с клише жанра триллера о маньяках не только тем, что делает убийцей человека, к которому мы уже начали испытывать симпатию — в конце концов чуть ли не каждый второй сериал сейчас рассказывает истории об антигероях, которым можно сочувствовать. Фильм несколько раз меняет не только место действия, но и персонажей — сначала нам показывают отношения Купера с дочерью, потом акцент переходит на Леди Рэйвен и позже на жену Купера Рэйчел (Элисон Пил). Камера таиландского оператора Сайомбу Мукдипрома в упор, на крупных планах следит за превращением симпатичного добряка папаши в психопата, а потом ведет нас вместе с ним по сюжетным виражам, полностью меняющим правила игры. Купер думает, что загнал в ловушку Леди Рэйвен. Леди Рэйвен думает, что загнала в ловушку Купера. Но на самом деле это М. Найт Шьямалан загнал в ловушку нас, и мы с удовольствием в ней устроились;
— Джош Хартнетт, бывший в 1990-х одним из главных восходящих голливудских секс-символов, позже как будто отошел в сторону от предсказуемой карьерной траектории, напуганный, как он сам говорит, ее отрицательными побочными эффектами. «Ловушка» показывает, что опыт работы на вторых ролях у хороших режиссеров за все эти годы сделал его серьезным актером и звездой, на чьем обаянии может держаться фильм, где он присутствует почти в каждой сцене. Кажется, в карьере Хартнетта наступает новый этап главных ролей в серьезных проектах.
Минус:
— Хартнетт настолько милый актер, что охотнее веришь ему, пока он играет хорошего папу в первой части фильма, чем опасного преступника во второй. С другой стороны, именно из-за этой обманчивой человечной привлекательности его героя фильм кажется страшнее.
Фото: Warner Bros. Pictures