Ярослав Забалуев

Джуд Лоу только на «Третий день» поймет, какая роль ему отведена в островном ритуале

2 мин. на чтение

В 2004 году на экран вышло сразу шесть фильмов с участием Джуда Лоу — Крис Рок даже шутил про это на «Оскаре». Однако для актера такая востребованность совсем не стала поводом мертвой хваткой вцепиться в место в высшей лиге. Совсем напротив: Лоу несколько снизил свое присутствие в мультиплексах (до одного-двух фильмов в год) и занялся проработкой амплуа.

Джуд не пропадал с радаров, как в свое время Мэттью Макконахи, так что здесь нельзя говорить о каком-то «возвращении», однако нынешний год, очевидно, станет одним из самых важных в карьере британца. Вряд ли у кого-то повернется язык сказать, что в западном кино был в эти месяцы актер главнее. Год начался с «Нового папы», продолжился «Гнездом», ну а закрепить успех призван амбициозный мини-сериал HBO «Третий день», созданный автором культовой «Утопии» Деннисом Келли.

Авторский почерк узнается сразу — по выкрученной на последний кислотный максимум цветовой палитре — от зелени деревьев и яркости солнца режет глаза даже у монитора. В «Утопии» этот прием подчеркивал, что действие вращается вокруг мира комиксов, в «Третьем дне» — эмоциональный раздрай, в котором пребывает Сэм (Лоу). Этот мужчина средних лет приехал в лес отметить некую скорбную дату, когда его печальное одиночество прервали двое подростков. Девочка стояла на дереве и отдавала какие-то указания мальчику на земле, а потом прыгнула и повисла в петле. Сэм успел спасти самоубийцу и вынужден был отвезти ее на остров Осея — крохотный кусок земли в графстве Эссекс, куда можно попасть только несколько минут в день во время отлива. Местные жители готовятся к проведению какого-то фестиваля, основанного на верованиях, где перемешались христианство и кельтская мифология. Сэм, разумеется, слишком поздно поймет, что ему в этих торжествах отведена ключевая и опасная для жизни роль.

История Сэма занимает ровно половину повествования — три серии из шести. Начиная с четвертого эпизода главной героиней становится Хелен, сыгранная Наоми Харрис. Первая часть называется «Лето», а вторая — «Зима»; вроде бы выйдет еще «Весна», причем в формате театральной постановки прямо на острове, которая будет транслироваться на весь мир.

Вроде бы понятно, что Деннис Келли опирался на классику фолк-хоррора, прежде всего «Плетеного человека» 1973 года. Кроме того, «Третий день» неплохо рифмуется с «Солнцестоянием» Ари Астера — одним из самых шокирующих фильмов прошлого года, в котором тоже шла речь о деятельности языческого культа. Добавьте к этому остров как метафору всего, чего угодно, вплоть до Брекзита — и не получите более или менее никакого представления о том, что происходит на экране.

«Третий день» берет зрителя не таинственностью в духе «Остаться в живых» или саспенсом фильма ужасов, а тем, как тщательно сделан. Здесь нет ни одного лишнего кадра, ни одной попытки поразить красотой ради самой красоты. Каждая деталь здесь что-то означает, а монтажные переходы не позволяют воспринимать действие на автомате. По ощущениям это похоже на отдельные рассказы Эдгара По и баллады Ника Кейва. И главным элементом в этой поэтической композиции становится, конечно, Джуд Лоу, который с годами приобрел такую пластичность, что одними гримасами способен удерживать внимание необходимые три часа без всяких спецэффектов.

Фото: HBO

Подписаться: