, 2 мин. на чтение

Екатерина Медичи наслаждается своим коварством в «Королеве змей»

Не секрет, что представление об Екатерине Медичи в поп-культуре сегодня сформировано не столько даже учебниками истории, сколько приключенческими романами Александра Дюма-отца «Королева Марго», «Графиня де Монсоро» и «Две Дианы».

Первые две книги получили и экранизации, в том числе и в России, где Медичи сыграла царственная Екатерина Васильева. «Королеву Марго» ставили и во Франции — с Изабель Аджани в заглавной роли и Вирной Лизи, сыгравшей Екатерину. Все это создавало вокруг «Королевы змей» определенную интригу в смысле того, по какому пути пойдут создатели, чтобы освежить забронзовевший образ. Первой на ум приходила очередная версия «Игры престолов» во Франции XVI века, затем вспоминалась «Великая» с Эль Фаннинг, которая осмысляла события русской истории в абсурдистском ключе. На деле получилось, пожалуй, что-то среднее.

У сериала есть формальная рамка — сорокалетняя королева-мать Екатерина Медичи (Саманта Мортон) готовится усадить на трон своего сына Франциска II (Джордж Джакс). В свободное время она рассказывает свою историю служанке Рахиме (Сенния Нануа), попутно обучая ее жизненным премудростям, которые ей достались большой кровью. После короткой экспозиции действие переносится на четверть века назад, когда лишившуюся родителей-сифилитиков 14-летнюю Екатерину (Лив Хилл) забирает из лап готовых надругаться над ней солдат папа Клемент VII. У благодеяния есть политический смысл: девушка должна стать женой младшего сына французского короля, будущего Генриха II (Алекс Хит). Екатерина прибывает ко двору короля Франциска (потрясающий Колм Мини) и обнаруживает, что помимо понятных придворных интриг у нее на пути стоит собственная кузина Диана де Пуатье (Людивин Санье). Старшая родственница настолько освоилась при дворе, что уже давно приходится Генриху любовницей и не желает терять позиций. В том, чтобы отвоевать положение, Екатерине должны помочь служанка-карлица (Кируна Стамелл), астролог Козимо Руджери (Энцо Чиленти) и природная хитрость.

По интонации «Королева змей» что-то среднее между «Дрянью» Фиби Уоллер-Бридж (героиня тоже регулярно обращается к зрителю), «Молодым папой» (у Людивин Санье здесь даже похожая роль) и «Изумительным» — довольно давним (и, пожалуй, лучшим) фильмом Паоло Соррентино. Эта картина, напомним, рассказывала про многолетнего итальянского премьер-министра Джулио Андреотти. Рассказывала с иронией и без особенных экивоков — в фильме были и интриги, и устранение конкурентов. Однако Соррентино рисовал не столько образ злодея (что было бы слишком скучно), сколько портрет крупнейшей политической фигуры, в которой отразился характер ведения политики в Европе второй половины ХХ века. Екатерина Медичи из «Королевы змей» тоже не просто чудовище, а чрезвычайно умная женщина, понимающая, что роль монстра в общественном сознании ей только на руку.

В итоге Медичи становится едва ли не главной антигероиней нынешнего телесезона. С одной стороны, в «Королеве змей» отличный, остроумный и местами зарифмованный с современностью сценарий. С другой стороны, это вряд ли стало бы возможным без Саманты Мортон, которая играет на тончайших полутонах и заставляет в каждой сцене напряженно разгадывать ее истинные мысли и намерения. Отдельно интересно также, как авторы справятся с новой экранизацией событий Варфоломеевской ночи, рассказ о которой еще впереди.

Фото: Starz