Ярослав Забалуев

«Эмили в Париже» вляпалась во все клише о французах, и это прекрасно

2 мин. на чтение

«Добро пожаловать во французский финал», — бросают коллеги в распахнутые глаза Эмили Купер (Лили Коллинз), которой предстоит сопровождать в Париже взбалмошную звезду американских ромкомов.

Речь идет о том, что в отличие от голливудской продукции французские кинематографисты даже в легком жанре могут удивить зрителя и чуть сильнее ожидаемого ударить по нервам. «Герой теряет конечности или героиня предпочитает женщин», — раскрывают свою мысль персонажи «Эмили в Париже». Кажется, какими-то подобными соображениями руководствовался и заслуженный шоураннер Даррен Стар, размышляя над тем, как вернуть утраченные позиции. В 1990-х Стар создал «Беверли-Хиллз 90210», «Мелроуз Плэйс» и, наконец, «Секс в большом городе», но в последнее десятилетие бил преимущественно в молоко. Полнометражный «Секс в большом городе» несколько разрушил магию оригинала, а перезапуск «Беверли-Хиллз» не удался. «Эмили в Париже», которую Стар сделал для Netflix, аккумулирует этот не слишком приятный опыт, хоть и выглядит обманчиво просто.

Занимающаяся продвижением в соцсетях фармацевтической продукции Эмили вынуждена срочно лететь в Париж, куда вызвали ее начальницу, которая прямо перед вылетом обнаружила, что беременна. Прибыв во французскую столицу, девушка рьяно включается в работу, но на каждом шагу сталкивается с сопротивлением коллег. Французские мастера пиара кривятся на рабочее рвение Эмили, поскольку такой энтузиазм рушит ритм жизни, предполагающий долгие обеды с бутылкой вина и появление в офисе в районе полудня. Тем не менее Эмили быстро доказывает преимущества продвижения через соцсети (да, в некотором смысле это, кажется, первый сериал про эсэмэмщицу). Кроме того, Париж — это все-таки город любви, а значит, американку начинают обхаживать сразу парфюмер, повар и лысеющий профессор семиотики.

Первой реакцией на новый сериал Стара были, конечно, обвинения в некоторой нескромности, поскольку шоураннер совершенно открыто и с первых кадров (да и на уровне замысла) кланяется своему главному детищу. Да, Эмили выглядит так, будто выросла на «Сексе в большом городе» и в некоторых эпизодах одевается в точности как Кэрри Брэдшоу, но Стар придумал оба сериала и имеет полное право на подобную преемственность. С другой стороны, не меньше здесь отсылок и к «Амели» (уже на уровне названия). А главное, что подобные фокусы нужны все-таки больше для отвода глаз. Если уж искать каких-то ближайших родственников «Эмили» на уровне ткани повествования, то это уж скорее фильмы с Одри Хепберн, причем в диапазоне от «Завтрака у Тиффани» до «Римских каникул» (без маленького черного платья, конечно, не обойдется).

Французские критики уже в пух и прах разнесли сериал за бесконечное воспроизведение стереотипов о жителях Парижа: много пьют, курят сразу после спортзала, приходят на работу черт знает когда и постоянно думают о сексе. Все эти черты действительно являются здесь сюжетообразующими, но в фильме про столкновение и диалог культур не может быть иначе — богатый парфюмер просто обязан быть сексистом. «Эмили в Париже» вообще легко обвинять в кромешном идиотизме — и именно в этом сила сериала, который уже стал хитом Netflix. На фоне многочисленных попыток серьезных разговоров на актуальные темы (расизм, домогательства и т. д.) демонстративное легкомыслие «Эмили» уже на уровне интонации выглядит настоящим противоядием от излишней серьезности. Примерно таким же, как пара бокалов шампанского в обед.

Фото: Netflix

Подписаться: