В новой картине живого французского классика Жака Одиара, чьи фильмы почти всегда посвящены изгоям общества (чего стоит тамильский воин во Франции в «Дипане», получившем «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале в 2015-м), одна из главных героинь, мексиканский адвокат Рита Моро Кастро (Зои Салдана), отвечает тель-авивскому пластическому хирургу на его замечание, что он занимается телом, а не душой: «Меняешь тело — меняешь общество. Меняешь общество — меняешь душу».
Рита не просто произносит эти важные для «Эмилии Перес» слова, она их поет как гимн — перед нами не только криминальный триллер о решившем сменить пол наркобароне и одновременно — мыльная опера о любви и одиночестве, но и мюзикл, разбавляющий предыдущие два жанра несерьезной нотой позитивного безумия.
Плюсы:
— в виде исключения награда за лучшую женскую роль Каннского кинофестиваля (помимо другой — Гран-при) в этом году досталась всей актерской команде «Эмилии Перес» — испанской актрисе-трансгендеру Карле Софии Гаскон (до операции Карлос Гаскон был известным актером, и за его «переходом» следила вся Испания) и двум американским звездам латиноамериканского происхождения — Зои Салдане и Селене Гомес. Перед нами «женский» фильм — главный герой проводит в мужском теле совсем немного времени, а критик лондонского Time Out даже пошутил: «Представьте, как если бы фильм о мексиканской наркомафии снял Педро Альмодовар». Карлу Софию Гаскон уже вовсю продвигают в оскаровские номинации, и если она получит награду, попадет в историю как первый трансгендер, получивший «Оскар» за женскую роль;
— «Эмилия Перес» (американская онлайн-премьера состоялась 13 ноября, в России фильм можно посмотреть только у пиратов) начинается с того, что мексиканский адвокат Рита, уставшая защищать богатых убийц и подонков (мы с ней знакомимся, как раз когда она представляет клиента, убившего жену — защита настаивает, что жертва покончила с собой), получает предложение от грозного наркобарона Манитаса дель Монте (Карла София Гаскон играет его и до операции, и после). Предложение состоит в том, чтобы в обмен на сумму, которая позволит Рите провести всю жизнь, не думая о деньгах, она поможет Манитасу стать женщиной и физически (то есть найти хорошего хирурга), и официально, для общества (документы). Рита честно отрабатывает договоренности и исчезает из жизни Манитаса, но через четыре года крупная царственная сеньора с широкими плечами оказывается с ней за столом в ресторане и представляется Эмилией Перес;
— невозможно представить трех менее похожих женщин, чем героини «Эмилии Перес». В какой-то момент в истории появляется мать двоих детей Манитаса, крашеная блондинка и трофейная жена Джесси (Селена Гомес), которая слишком занята собой, чтобы догадаться, что богатая родственница, приютившая ее и детей после инсценированной смерти мужа, и есть «бывший» Манитас. Тема зависимой от наследства мужа и подачек «золовки» Джесси — жизнь в золотой клетке, тогда как темы Эмилии и Риты — страстное желание забыть старую жизнь и начать новую (Эмилия добивается своего, сделав операцию, Рита — менее радикально — переехав в Лондон). Когда Эмилия и Рита объединяют усилия и создают организацию, занимающуюся поисками пропавших без вести жертв нарковойн, фильм совсем скатывается в социальную комедию — нужно стать женщиной, чтобы заиметь угрызения совести;
— Жак Одиар, вдохновившийся историей своей героини после прочтения романа французского писателя Бориса Разона «Слушай» 2018 года, подходит к мюзиклу не по-голливудски — актрисы здесь не начинают петь, объятые чувствами, когда это нужно по сюжету. Пение скорее вытекает из их рутинных дел и как будто является продолжением произнесенных слов. Так, мюзикловые номера выглядят не столько как вставные сцены, сколько как логическое продление их эмоций;
— это фильм, подтверждающий, что в наше время границы отменили: французский режиссер, испанская и американские актрисы с латиноамериканскими корнями, действие происходит в Мексике, фильм снят на английском.
Минус:
— из всех замешанных в одном фильме жанров Одиар к финалу выбирает один — криминальный триллер. Это обедняет «Эмилию Перес», которая в начале обещает историю о том, как мужчина устал быть убийцей и решил стать добропорядочной женщиной. Такая история могла бы пересечь жанровые границы и дать начало дискуссии о том, откуда берется жадность и насилие. Но финал в духе «Калины красной» и «перо за это получай», когда прошлое не оставляет в покое решившего жить праведной жизнью человека, с одной стороны, показывает, как действует рука судьбы, а с другой — не дает Эмилии Перес оправдать свое существование в теле Манитаса дель Монте, который в итоге невольно отомстил самому себе, только в теле женщины.
Фото: Pathé