Международная торговка оружием Елена Федорова (Морена Баккарин) в шикарном синем платье входит в зал для допросов одной из американских секретных тюрем.
Примерно в этот же самый момент семь нью-йоркских банков захватывают подручные Федоровой, не выдвигая до поры никаких требований. Пока ФБР пребывает в растерянности, террористка, ехидно улыбаясь, требует доставить к ней агента Вэл Тернер (Райан Мишель Бате), муж которой отбывает заключение за сотрудничество все с той же Федоровой. Она не спешит сдавать карты и предпочитает общаться с дознавателями при помощи сказочных загадок — первая, например, опирается на историю Белоснежки. Постепенно Тернер понимает, что ее противница не так проста, как кажется, а может быть, и вовсе не противница. Федорова тем временем не только наслаждается реализацией хитроумного плана, но и транслирует требования на весь Нью-Йорк, поскольку ее помощники взломали экраны на Таймс-сквер.
Не стоит недооценивать традиционное телевидение. Сериалы, вызывающие восторги только у критиков, закрывают после первого сезона, а вот «Уравнитель» с Куин Латифой, имея позорные рейтинги после старта, недавно успешно зашел на второй сезон. Видимо, зрителям нужен не только так называемый премиальный контент — эксперименты с нарративом, манерой съемки и прочим, но и элементарное удовольствие от просмотра. Дают его яркие герои, безумные, но внутренне логичные повороты сюжета, любимые актеры, имеющие звездный статус хотя бы в пределах жанра или стиля. Именно на этом топливе вот уже который год существует киносериал «Форсаж», из которого в «Эндшпиль» пришел Джастин Лин. Именно такой звездой является и Морена Баккарин, которую зрители знают по «Готэму», «Родине» и «Светлячку».
Впрочем, в данном случае для Лина, поставившего пилот, это все же некоторая смена формата. От него ждали очередного адреналинового боевика со стрельбой и погонями, а вместо этого он взялся за пусть и украшенный развесистой клюквой, но все же триллер с ограблением века, совершаемом не мускулами, а мозгами. Собственно, сама интрига «Эндшпиля» подпитывается хитами начала тысячелетия вроде «Не пойман — не вор» Спайка Ли. Здесь все не те, кем кажутся, а истинная мотивация героев раскрывается постепенно, заставляя их меняться местами, постоянно переключая фокус зрительских симпатий. Подобной сюжетной конструкцией свою армию поклонников завербовал испанский «Бумажный дом», но там в какой-то момент становилось слишком много мелодрамы, на которую, впрочем, есть шанс и у «Эндшпиля». Но пока сериал предпочитает слезливым объяснениям язвительный, почти висельнический юмор центральной героини.
Для российских зрителей в «Эндшпиле» есть свое, особое удовольствие. Для нас это, конечно, не просто масштабный триллер про ограбление и месть, а ярчайший образчик воскресшего в последние годы кино о холодной войне. Сделано здесь все значительно тоньше и ловчее, чем, например, в последнем «Крепком орешке». Все основные приметы жанра на месте. Здесь и старательно говорящие по-русски (временами почти без акцента) американские актеры, и зловещие тени русской, украинской и даже белорусской (!) мафий. Во флэшбэках предлагаются эпизоды на условной постсоветской территории, больше напоминающей почему-то Средиземноморье. В какой-то момент героиня Баккарин и ее возлюбленный, поупражнявшись в нежностях на русском, со смехом решают перейти все-таки на английский.
Это, конечно, чистая вампука, «клюква», не стесняющаяся своей завиральности. Но сегодня у «Эндшпиля» есть специальный, явно непредвиденный шарм. Во время просмотра следишь не только за собственно действием, но и за тем, как стремительно, фактически прямо на глазах иногда устаревают объекты поп-культуры. Если у «Эндшпиля» и будет второй сезон, у него будет какая-то совсем другая тональность. Пока же это лучшее, пусть и простодушное, ретропредложение сериального сезона.
Фото: NBC