В «Феррари» Майкла Манна есть сцена, показывающая, как работает ужасающий хаос реальности. За кухонным столом обедает семья, живущая у трассы, по которой вот-вот проедут участники гонки «Милле Милья» на Кубок Франко Маццотти в 1957-м. Заслышав рев гоночных машин, оба сына выбегают из дома прямо к трассе, отец бежит за ними, чтобы вернуть младшего в дом, а старший, как более благоразумный, остается с остальными зеваками у дороги. Через пару секунд его и еще девять человек насмерть сметет слетевшая с трассы «феррари» с пилотом «Формулы-1» Альфонсо де Портаго (Габриэль Леоне), наехавшим на огромной скорости на кирпич. В «Феррари» (в кинотеатрах с 21 декабря) режиссер Майкл Манн показывает жизнь Энцо Феррари как сумбурную череду катастроф и побед.
Плюсы:
— это не типичный байопик героя от рождения до смерти. Все события «Феррари» происходят в один год, в 1957-м, когда на бедного Энцо Феррари (Адам Драйвер) навалилось сразу все: компания переживает финансовый кризис, который можно будет преодолеть, только если продавать 400 машин в год, как это делают конкуренты из «Мазерати». Чтобы этого добиться, нужно выигрывать гонки и быть в новостях. Или, возможно, договориться с крупным массовым производителем, но потерять контроль над собственной компанией. В личной жизни тоже проблемы: терпеливая любовница Лина Ларди (Шейлин Вудли), которую Феррари навещает уже 12 лет, настаивает на том, чтобы он официально признал сына Пьеро как наследника — это важно для его будущего. Жена Лаура (Пенелопа Крус) оплакивает умершего годом раньше единственного законного сына Альфредо и торгуется с мужем за контроль над компанией, боясь остаться ни с чем, если он окончательно признает новую семью. В это же время гонщики разбиваются насмерть один за другим, отчего Феррари получает нелестные прозвища в прессе. Надежду вселяют грядущие гонки «Милле Милья», на которые Энцо выдвигает сильную команду, в том числе пилота Альфонсо де Портаго, который, к неудовольствию босса, встречается с кинозвездой Линдой Кристиан, что отвлекает фоторепортеров от машин. Феррари еще не знает, что гонки станут едва ли не самым его большим испытанием;
— фильмы о гонках, стоящих за ними сильных рисковых мужчинах и вообще о дорогих красивых машинах в последнее время переживают расцвет — четыре года назад вышел «Ford против Ferrari» с Мэттом Дэймоном и Кристианом Бэйлом, а в прошлом году с гораздо меньшим успехом прошел «Ламборгини: человек-легенда», где Энцо Феррари играл Гэбриел Бирн. В «Феррари» его роль исполнил Адам Драйвер, два года назад сыгравший наследника другого люксового итальянского бренда Маурицио Гуччи, что для человека, в крови которого нет ни капли итальянской крови, на две роли больше, чем нужно. Тем не менее Драйвер как минимум неплох — он совсем возмужал и больше не играет неуклюжих обаятельных тюфяков (напротив, уверенных в себе успешных бизнесменов), и Майкл Манн подробно изучает каждую морщину и пору его лица — лица человека, на долю которого выпала немалая доля испытаний и горя;
— у Пенелопы Крус в роли отвергнутой жены есть отличная сцена «на «Оскар», где она объясняет мужу, для чего решила использовать отступные за отказ от владения бизнесом. Именно про нее мать Феррари, тоже женщина непростая, увидев, как Лаура угрожает ее сыну пистолетом, говорит: «Я бы скорее вооружила Германию, чем эту женщину»;
— Майкл Манн — один из немногих перешедших из прошлого века режиссеров старой школы, который умеет снимать фильмы про сильных мужчин, одержимых работой и страстью к красивым машинам и женщинам, и он же умеет сделать реальную историю кинематографически выигрышной (вспомните «Своего человека», «Али» и «Джонни Д.»). «Феррари» не лучший фильм Манна, но это добротно сделанное кино, где он дает показаться как минимум Пенелопе Крус;
— интересный факт: актриса Линда Кристиан, которая поцеловала напоследок своего парня Альфонсо де Портаго перед его гибелью (за что почти все статьи о ней называются «Поцелуй смерти»), до этого была женой голливудского кинокумира Тайрона Пауэра и родила от него двоих детей. Дочка выросла в Ромину Пауэр и в 1980-х спела «Феличиту», став итальянской поп-звездой.
Минусы:
— у Шейлин Вудли маленькая неблагодарная роль Лины, а уже, судя по сюжету, понятно, что женщиной она была незаурядной;
— Адам Драйвер, конечно, хорош, но внешне совсем не похож на Энцо Феррари.
Фото: «КарроПрокат»