, 2 мин. на чтение

Эпатаж и острота «Чик» о российских проститутках ограничивается матерными словами

В марте этого года исполнилось 30 лет со дня премьеры «Красотки» Гарри Маршалла. За прошедшие десятилетия фильм успели, в частности, обвинить в романтизации образа проститутки, однако положительных достижений у картины значительно больше.

«Красотка» показала, что секс-работницы отныне могут появляться в мейнстримовом кино не только в качестве массовки, иллюстрирующей падение нравов, но и быть настоящими героинями. Иными словами, Маршалл сделал для дестигматизации проституции не меньше, чем роман «Дама с камелиями» и опера «Травиата», которая совсем не случайно несколько раз фигурирует в картине. Через пять лет Пол Верховен сделал следующий шаг в этом направлении: фильм «Шоугелз» похоронил его голливудскую карьеру, но эта «Золушка наоборот» со временем обрела культовый статус, а сыгранная Элизабет Беркли Номи Мэлоун стала одной из самых ярких киногероинь 1990-х.

На советском экране секс-работницы тоже появились давно — еще в 1920-х, когда вышел фильм «Проститутка», сценарий которого был написан Виктором Шкловским после подробнейшего исследования мира полусвета. Главной же картиной по теме была и остается, разумеется, «Интердевочка» Петра Тодоровского — кассовый хит последних лет Союза, увидевший свет, кстати, за год до «Красотки», в 1989-м. Тот факт, что «Интердевочка» по сей день является непреходящим эталоном изображения секс-работниц, ярчайшим образом иллюстрирует сериал Эдуарда Оганесяна «Чики».

В центре сюжета здесь четыре подруги с юга России. Света (Ирина Носова), Марина (Алена Михайлова) и Люда (Варвара Шмыкова), густо накрасившись, продают себя на трассе и терпят постоянные унижения от местных жителей в диапазоне от сутенера Валеры (Виталий Кищенко) до родителей и пьяного водителя, способного уронить фургон с девицами в кювет. Спасительницей выступает Жанна (Ирина Горбачева) — бывшая коллега, вернувшаяся с сыном из Москвы, чтобы открыть в родном городе фитнес-клуб. Товарки быстро входят в долю, однако прежняя жизнь держит их явно крепче, чем хотелось бы.

Похабный постер с вертикально разрезанным арбузом и слоган «Сочный сериал» заранее обещали некоторую провокативность содержания, тем более что «Чики» вышли на платформе more.tv, а значит, не попадали под часть российских цензурных законов. Матерятся здесь действительно довольно много, но этим эпатаж и острота сериала в общем и целом ограничивается. Вместо исследования мира русской секс-индустрии (которым во многом была, кстати, «Интердевочка») «Чики» предлагают набор в разной степени обаятельных анекдотов и общий пафос презрительного сочувствия к падшим женщинам. Постепенно действие, впрочем, начинает дрейфовать в сторону чуть ли не «Бригады» — видимо, чтобы подальше уйти от скользкой и неприятной темы.

В 2020 году довольно странно говорить о том, что проститутки «тоже люди», однако именно таков гуманистический (и «прогрессивный», по мнению многих зрителей) пафос авторов сериала. В самых удачных эпизодах он уравновешен чисто актерскими удачами — главные героини действительно хороши и внятно доказывают, что способности нынешних артистов часто превосходят уровень режиссуры. Создатели своих позиций, в общем, не скрывают: в приуроченном к премьере интервью Горбачева (главное лицо сериала), в частности, сравнила проституцию с суррогатным материнством и назвала оба занятия патологией.

Отчасти «Чики» продолжают попытки русского кино поговорить о сексе, и в контексте сюжета эта тема вновь характеризуется в основном производными от слов «порок» и «блуд». На этом фоне вспоминаются «Содержанки», где героини, вышедшие из мира дорогого эскорта, показаны все-таки куда человечнее и ироничнее — как раз в духе голливудских 1990-х. «Чики» же — явный откат в перестроечную риторику с посылом «так жить нельзя». Горько осознавать, что в нынешнее смутное время российскому зрителю снова хочется, чтобы с экрана объяснили, что такое хорошо, а что такое плохо. Так и до ремейка «Ворошиловского стрелка», пожалуй, недалеко.

Фото: more.tv