«Еретик» просто безбожно эксплуатирует дьявольское обаяние Хью Гранта
Многие кинозвезды, ставшие знаменитыми в романтических комедиях, к определенному возрасту сталкиваются с отсутствием ролей — ромкомы все-таки в основном дело молодое, а зрители уже привыкли видеть любимых актеров в определенном жанре. Решение у этой проблемы простое и хорошо известное — идти в хорроры, как это сделал Хью Грант, из которого получился обаятельнейший злодей.
Плюсы:
— сюжет обещает игру в кошки-мышки на тему веры в Бога. Погода в «Еретике» (в кинотеатрах с 14 ноября) напоминает московскую ноябрьскую — дождь, переходящий вечером в снег. К счастью, сильнее всего закапало, когда две юные мормонские миссионерки сестра Барнс (Софи Тэтчер) и сестра Пакстон (Хлоя Ист) добрались на велосипедах до стоящего на отшибе дома, откуда в миссию поступил запрос на разговор о Церкви Иисуса Христа святых последних дней. «Я обратила уже восемь или девять слушателей», — с гордостью говорит сестра Барнс менее опытной и более наивной сестре Пакстон, которая проговорилась коллеге, что посматривает порно. Дверь открывает мистер Рид в уютном классическом клетчатом кардигане, и так как его играет Хью Грант в лучшей профессиональной форме за всю карьеру, хочется посоветовать девушкам бежать немедленно куда подальше. Но мистер Рид — само очарование и гостеприимство и обещает принести с кухни черничный пирог, а также позвать миссис Рид — миссионеркам запрещено находиться в одном помещении с одиноким незнакомым мужчиной. Проходит время, лекция на тему преимуществ мормонской церкви превращается в теологический спор, а миссис Рид все не выходит к гостьям, так что сестры Барнс и Пакстон начинают сначала беспокоиться, потом паниковать, и не без оснований;
— лучшее, что есть в «Еретике» (помимо игры Хью Гранта, разумеется), снятом Скоттом Беком и Брайаном Вудсом, известными по сценарию «Тихого места» (2018) и фильму «65», где Адам Драйвер сражается с динозаврами, — словесная пикировка представителей двух разных поколений и взглядов на мир с разным опытом. Девушки прибыли к мистеру Риду рассказать о прелестях мормонской веры и вдруг оказываются на лекции о том, что религия — один и тот же пересказ древнего мифа о чудесном воскрешении, просто побеждает та религия, у которой лучше пиар. Перед нами битва веры против разума и свобода воли против предопределенного фатума. Фильм, лучшие моменты которого состоят из трех героев, чинно болтающих о религии, никак не может считаться неудачным;
— название «Еретик» как будто ограничивает тему, но, кажется, на экране речь идет не только о религии, а о споре двух поколений — младшего, свято верящего в буквально на днях полученные знания, и старшего, которое подвергло догмы анализу и смотрит на мир трезво и цинично. По жанру перед нами хоррор, но хоррор для взрослых зрителей, которые ждут от фильма чего-то большего, чем просто попугаться;
— в какие-то моменты мистер Рид настолько убедителен в своих аргументах, что именно он кажется здесь настоящим героем, свободным от пропаганды церкви и общества. В своих доводах он смешно сравнивает Библию и игру «Монополия» и рассуждает, как заправский знаток поп-культуры, об украденных композиторами мелодиях известных песен (Лана Дель Рей украла у Radiohead, которые украли у Hollies) и о том, что через сотни лет наивные потомки будут поклоняться Джа-Джа Бинксу из «Звездных войн».
Минус:
— Бек и Вудс не могут не поддаться искушению жанром и не закончить идеально начатую историю кровавой бойней. Режиссеры известны своей специализацией на неглупой развлекательной фантастике, поэтому ждешь, что мистер Рид окажется как минимум сатаной. Тот факт, что он скорее скопинский маньяк, сбрасывает «Еретика» с пьедестала, на который он взобрался вначале, в чистилище одинаковых фильмов ужасов.
Фото: «Вольга»