Ешь, молись, убивай: в «Великом уравнителе 3» Дензелу Вашингтону идет Италия
За всю свою карьеру обладатель двух «Оскаров» Дензел Вашингтон не опускался до сиквелов. Тем интереснее понять, почему он снялся аж в двух продолжениях «Великого уравнителя» 2014 года, где защищал юную Хлою Грейс Морец от русских бандитов. В свежей третьей части его герой Роберт Макколл едет в Италию (где его все, естественно, называют Роберто) — пить чай и вырезать местных мафиози.
Плюсы:
— для Вашингтона «Великий уравнитель» — как «Джон Уик» для Киану Ривза (только Вашингтон сделал это раньше) — та же тема ушедшего в тень воина, который выходит из своего уютного логова, когда требуется наказать плохих парней. Это беспроигрышный сюжетный ход для массового кино и в то же время простейший: герой видит несправедливость и идет мстить злодеям. Больше здесь ничего нет. Мы это видели тысячу раз и продолжаем смотреть — как раз из-за вечности классической схемы. Что отличает один подобный фильм от других, так это нюансы и окружающий героя мир, а он здесь очень привлекателен — кому не понравится провести пару недель на Сицилии и в Неаполе?
— вместо Хлои Грейс Морец из первого «Великого уравнителя» в третьем Вашингтону в партнерши досталась другая актриса, чье взросление мы наблюдали на экране последние 20 лет — Дакота Фэннинг, игравшая с Вашингтоном еще ребенком в «Гневе» 2004 года, так что перед нами воссоединение старых коллег;
— к третьему фильму об уравнителе (в том смысле, что герой Вашингтона мстит преступникам, уравнивая счет и баланс зла и добра в этом мире) мы знаем о нем ненамного больше, чем в начале первого. Нам намекают, что Роберт Макколл когда-то работал в американских военных структурах, ушел на покой, а теперь превратился в мстителя-одиночку, применяя полученные боевые навыки, чтобы жить по совести. Это все. С одной стороны, эта недосказанность лишает трилогию драматической опоры, с другой, наоборот, идет на пользу восприятию героя — чем он загадочнее, тем интереснее эта фигура, олицетворяющая собой запоздавшее правосудие.
Минусы:
— кажется, когда к «Роберто» подходит официантка Амина (Гайя Скоделларо) и предлагает сходить с ней на рынок и оценить богатство итальянского урожая, убежденный одиночка Макколл наконец получит давно заслуженную романтическую сцену (а может, и не одну). Но фильм никак не развивает эту линию, что странно: когда в кино говорят «а», обычно за этим должно следовать и «б»;
— также кажется, что режиссеру Антуану Фукуа, снявшему всех трех «Великих уравнителей», больше нравится смотреть, как его любимый актер Дензел Вашингтон пьет чай в кафе на пьяцце, чем думать о завершении своей трилогии эффектным правдоподобным аккордом. Вашингтон пьет чай очень заразительно (почти как Джулия Робертс, которая открывала для себя итальянское гурманство в «Ешь, молись, люби»), спору нет, но этого для хорошего фильма недостаточно;
— точно так же, как недописана героиня Скоделларо, сценарию никак не удается чем-то занять Дакоту Фэннинг в роли агента ЦРУ, которая просто существует на экране, чтобы задавать вопросы главному герою. Фэннинг заслуживает большего, чем просто оттенять крутость Вашингтона;
— в самой идее «Великого уравнителя 3» (в прокате США с 1 сентября, у нас фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) — понадобился американский герой, чтобы бросить вызов каморре — есть что-то пренебрежительное по отношению к итальянцам, которые и так уже несколько десятилетий жалуются, что Голливуд показывает их клишированными мафиози.
Фото: Columbia Pictures Corporation