, 2 мин. на чтение

Если вы когда-нибудь уезжали из любимого города, вам понравится «Белфаст» Кеннета Браны

«Белфаст» Кеннета Браны выйдет в прокат только 10 марта, ближе к церемонии вручения «Оскаров», на которые он наверняка будет номинирован в нескольких категориях. Но фильм уже можно посмотреть онлайн, так что самое время перечислить его плюсы и минусы.

Плюсы:

— в последнее время у Кеннета Браны как будто открылось новое дыхание. Он выдает по фильму в год, и это картины в разных жанрах, от марвеловского кинокомикса «Тор» и политического боевика «Джек Райан: Теория хаоса» до новой версии «Золушки» и детективов Агаты Кристи («Убийство в Восточном экспрессе» и «Смерть на Ниле»). Даже посреди этого жанрового разнообразия «Белфаст» стоит особняком — это скромный по бюджету и очень личный фильм, почти глава из мемуаров;

— главному герою Бадди (Джуд Хилл) 9 лет. Именно столько было Кеннету Бране в 1969-м, когда происходит действие фильма. Цветные открыточные кадры сегодняшнего Белфаста в начале быстро уступают место черно-белой съемке с редким добавлением цвета — например, когда семья смотрит в кинотеатре блокбастер 1966 года «Миллион лет до нашей эры», где полуголая Рэкел Уэлч бегала от динозавров. О влиянии Рэкел Уэлч в меховом мини на сознание мальчиков-подростков 1960-х можно снимать отдельное кино;

— как человек, выросший на кино и сделавший его помимо театра своей профессией, Кеннет Брана детально показывает, на чем воспитывался вкус мальчиков во времена его детства — на вестернах с Джоном Уэйном и Гэри Купером по телевизору. Во время очередного воскресного семейного похода в кино Бадди смотрит приключенческую комедию «Пиф-паф ой-ой-ой» по роману Йена Флеминга и сценарию Роальда Даля. Бабушка Бадди (Джуди Денч) вспоминает, какое впечатление произвел на нее в 1937-м фильм Фрэнка Капры «Потерянный горизонт», герои которого попадают в сказочную страну Шангри-Ла. «Я всегда хотела попасть в Шангри-Ла», — говорит бабушка, так что отношение к кино как к эскапистскому развлечению, противопоставляемое полной проблем жизни в Северной Ирландии, в этой семье передается по наследству;

— черно-белая съемка не только напоминает стилистику 1960-х, когда цветные фильмы уже отнимали экран у черно-белых, но и придает «Белфасту» то самое ностальгическое очарование, которого и добивался Брана;

— отличные актеры — Джуди Денч (бабушка), Киаран Хайндс (дедушка), Катрина Балф (мама) и Джейми Дорнан (отец), одной этой ролью реабилитирующийся после стыдных «50 оттенков серого»;

— к счастью, Брана не идеализирует наивно город, в котором родился и вырос. Уехать из Белфаста его семью вынудила безработица — после Второй мировой войны местная экономика была в упадке (отец Браны, столяр, как и в фильме, ездил на работу в Англию), а погромы протестантами католиков, начавшиеся как раз в 1960-х, продлились еще почти три десятилетия.

Минусы:

— как и в «Руке Бога», недавнем фильме Паоло Соррентино тоже о подростковом прощании, только с Неаполем, в «Белфасте» нет сюжета как такового. И конфликт протестантов с католиками, и отъезд семьи в Англию скорее эпизоды в большом портрете города, чем полноценные истории. Конечно, жизнь тоже не состоит из готовых историй, как будто говорит Кеннет Брана, а из маленьких и больших происшествий, но в таком случае и не надо претендовать на исчерпывающий портрет целого города. Понятно, что Брана, как и Соррентино, снимает свой «Амаркорд». Но, во-первых, Феллини умел снимать воспоминания о детстве ярче, а во-вторых, с тех пор столько людей пытались повторить этот трюк и использовать факты личной биографии как художественный прием, что сам жанр киномемуаров слегка поистрепался. В итоге «Белфаст» не выглядит свежо вовсе не потому, что речь в нем идет о 1960-х.

Фото: UPI