Ярослав Забалуев

«Фандорин. Азазель» перенесен в альтернативный 2023-й, и за эту смелость можно многое простить

2 мин. на чтение

Петроград, 2023 год. Российская империя устояла в 1917-м, мавзолей Ленину воздвигли где-то в Аргентине. Державой управляет царь Николай III (Максим Матвеев), залысинами и слабым нервическим характером похожий на своего предыдущего тезку. Технологии на месте не стояли: улицы с парками патрулируют не только живые полицейские, но и механические городовые. Над исторической застройкой возвышаются небоскребы, похожие на настоящий «Москва-Сити».

Двадцатилетний полицейский стажер Эраст Фандорин (Владислав Тирон) перебивается рутинной работой в отделении, пока ему не представляется шанс раскрыть настоящее дело. В Летнем саду средь бела дня покончил с собой студент Кокорин (Григорий Верник). В тот же день, ударившись лицом о мост, во время экскурсии гибнет еще один человек. В ходе изучения связи этих несчастных случаев Фандорин понимает, что речь идет об убийствах. Начав расследование, юноша выходит на след могущественной тайной организации, с которой как-то связана, в частности, роковая певица Амалия Бежецкая, в которую влюблен сам император.

Первая экранизация одноименного романа Бориса Акунина (с него начинался цикл о Фандорине) вышла на Первом канале в 2002 году. Постановщиком выступил Александр Адабашьян, сыщика сыграл Илья Носков, в прочих ролях были заняты Сергей Безруков, Марина Неелова и другие. Однако даже такая солидная телепостановка не помешала тотчас же начавшимся разговорам о полноценной киноверсии романа, причем зарубежной. Права на экранизацию купила компания Пола Верховена, сам он должен был поставить фильм под названием «Зимняя королева» (под таким заглавием «Азазель» вышел по-английски). На роль Амалии утвердили Анджелину Джоли, но потом что-то пошло не так. Верховен перешел в продюсеры, постановщиком пригласили Федора Бондарчука, а потом и вовсе истек срок купленных прав. Про Фандорина в итоге вышло два совсем других фильма («Турецкий гамбит» и «Статский советник»), но идея переснять «Азазеля», видимо, продолжала витать в воздухе.

Проект «Кинопоиска» сразу поражает не столько даже масштабом постановки, сколько остроумием замысла. Сам Акунин, как известно, написал несколько романов о приключениях потомков Эраста Петровича в будущем, но кто бы мог подумать, что туда (или, вернее, «сюда») перенесутся события «исторических» романов. За такую смелость «Азазелю» сразу хочется многое простить. И диковатые сообщения в соцсетях с «ерами» и «ятями» (почему-то реформу языка здесь так и не провели). И недопридуманный вещественный мир, подозрительно напоминающий расположенную по соседству вселенную «Майора Грома». Закрыть глаза придется также на традиционно посредственную музыку (впрочем, здесь она почти не мешает) и неоднозначные кастинговые решения — Тирон и Матвеев привычны русским зрителям по сериалу «Триггер», где играют совсем другие роли.

Как ни странно, простить все это в данном случае несложно. Достаточно увидеть, например, как фонтаны Петергофа взрываются алым — так выглядит акция местной арт-группировки, возглавляемой потомком Ильича (Евгений Серзин). Авторы сериала вообще довольно бойко обыгрывают сходство экранной реальности с привычной зрителю. Упомянутый выше Виктор Ульянов — это, конечно, Петр Павленский. Чиновники и военачальники за исключением мундиров похожи во все времена. По итогам заседания государственного совета на жилой сектор в неназванной стране обрушиваются ракеты. Добавьте к этому редкую в нашем кино способность режиссера Нурбека Эгена выжимать из кадра энергию даже при условии дурного сценария — и получите вполне реальное представление о новом «Азазеле». При всех несовершенствах любопытно, в частности, как авторы обойдутся со следующими романами цикла: точка в названии указывает на то, что «Азазелем» дело не ограничится.

Фото: Кинопоиск

Подписаться: