Феминистская антиутопия «Сила» может заставить мужчин понервничать
В один прекрасный день девочки-подростки по всему миру обнаружили, что отныне умеют пускать молнии прямо из пальцев.
Элли (Холли Буш) расправляется с приемным отцом и сбегает куда глаза глядят. Незаконнорожденная дочка британского бизнесмена Рокси (Риа Змитрович) использует вновь обретенные способности, чтобы отомстить за смерть матери. В Нигерии молодой репортер Тунде (единственного протагониста мужского пола играет Тохиб Джимо из «Теда Лассо») видит в исследовании нового феномена шанс на международную журналистскую карьеру и вскоре получает работу в CNN.
Наконец, в США из-за электрических девчонок падает самолет, а мэр Сиэтла Марго Клири-Лопес (Тони Коллетт) выступает с программной речью о том, что мир никогда не будет прежним. У Марго есть и собственный резон придания происходящему огласки — дочка Джос (Аулии Кравальо) ударила током брата. Вскоре выясняется, что источником электричества служит новый орган, образовавшийся в районе подростковых ключиц. Кроме того, девочки могут делиться своим даром с женщинами. Матриархат уже кажется не смелой мечтой, а самым ближайшим будущим.
«Сила», поставленная по одноименному роману Наоми Алдерман, совсем не случайно даже в беглом пересказе кажется «Рассказом служанки» наоборот. Алдерман рассказывает, что в ее школе для ортодоксальных евреев мальчики каждый день благодарили бога за то, что он не создал их женщинами. На этом фоне роман Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» (впервые он был опубликован в 1985-м) прозвучал для Наоми особенно веско. Спустя годы Этвуд стала наставницей Алдерман в рамках благотворительной программы Rolex. Роман «Сила» появился во многом благодаря этим отношениям и посвящен автором своей наставнице.
Если «Рассказ служанки» красочно описывал положение женщины при экстремальном патриархате, то «Сила», напротив, направлена на то, чтобы заставить понервничать мужскую часть зрительской аудитории. Действие развивается неспешно, но уже к третьей-четвертой серии изменения мироустройства выглядят необратимыми. На Ближнем Востоке вспыхивает настоящая революция, в Америке падают самолеты, одна из героинь учится воскрешать птиц. Кроме того, пока что не вполне проявлены способности еще одной важной для сюжета девушки — первой леди вымышленной Карпатии (в книге была Молдова) Татьяны Москалевой (Зринка Цвитешич). В то же время из пролога мы знаем, что с ролью вождя гендерного восстания отлично справляется мэр Клири-Лопеc — и Тони Коллетт в этой роли, разумеется, безупречно убедительна.
«Сила», по всей вероятности, не станет таким же хитом, каким был и остается «Рассказ служанки». Здесь более сложно выстроенный нарратив, следить за многочисленными героинями трудновато и временами попросту утомительно. Однако своих усилий просмотр все же стоит: «Сила» — редкий сегодня пример социальной научной фантастики, настоящая феминистская (анти)утопия, которая как жанр ничуть не выглядит сомнительно — и даже напротив. Вполне вероятно, что «Сила» — это только первый (пусть не во всем удачный) опыт, указывающий на кладезь не только актуальных, но и элементарно увлекательных сюжетов.
Фото: Amazon Prime Video