«Иллюзия превосходства»: классовая борьба закончилась, впереди — война с роботами
Со времен «Терминатора» было снято много фильмов о катастрофических для человечества последствиях заигрывания с искусственным интеллектом (в Голливуде эта тема достигла пика в сайенс-фикшне «Я, робот» с Уиллом Смитом). Но с тех пор как технологии все-таки стали все больше проникать в наш быт, к теме сосуществования с ними начали обращаться артхаусные режиссеры, причем в на первый взгляд неожиданным жанрах, например романтической драмы.
«Я создан для тебя» (2021) немки Марии Шрадер изучал вынужденное сожительство главной героини с роботом, сконструированным как идеальный мужчина именно для нее. В данном случае недостаток человечности машины иногда рассматривается как всего лишь досадный минус — такой же, какой может быть у обычного мужчины — в конце концов, кто из нас идеален?
Дебют в полнометражном кино англичанина Спенсера Брауна «Иллюзия превосходства» (в российском прокате с 25 января) объединяет романтику «Я создан для тебя» с ужасом «Я, робот» и предъявляет счет за увлечение технологическими новшествами.
Плюсы:
— сюжет «Иллюзии превосходства» (в оригинале — «T.I.M.») может в смысле жанра привести к чему угодно. Инженер Эби (Джорджина Кэмпбелл) и ее муж Пол (Марк Роули) переезжают в умный дом неподалеку от ее новой перспективной работы — Эби разрабатывает в компании Integrate Robotics протезы для домашних роботов, чтобы они как можно меньше отличались от человеческих. Цель — сделать так, чтобы машины максимально освобождали людей от рутинных, отнимающих драгоценное время действий от записи к врачу до мытья окон, чем и занимается новый искусственный работник по дому Т.И.М. (аббревиатура расшифровывается как «технически интегрированный менеджер», и играет его с пугающим правдоподобием актер Эймон Фаррен с асимметричной прямой челкой и острыми скулами). Супружеская пара не может отказаться от услуг Т.И.М.а — он прислан работодателем Эби и жизнь с ним в каком-то смысле входит в ее обязанности. Начальник Эби, Майлз Дьюсон (Натаниел Паркер), предупреждает, что у модели есть баги, но успокаивает: «Починим во втором поколении». Если предыдущее поколение ему это позволит, конечно;
— «Иллюзия превосходства» сложнее, чем просто история о противостоянии людей и машин. Все бы ничего, но в браке у Эби и Пола есть свои проблемы. Она его ревнует к соседке Роуз (Амара Каран), он комплексует оттого, что жена больше зарабатывает. В какой-то момент отношения в доме превращаются в извращенный любовный треугольник — тот самый баг приводит к тому, что Т.И.М. все чаще заглядывается на хозяйку и все больше оттирает от нее мужа. Даже трезвая и умная Эби невольно задает себе вопрос: «А разве не идеально это существо, которое готовит вкусный завтрак, дарит цветы, может бесконечно говорить о Большой Медведице и не дает повода для ревности?»;
— в финальной трети «Иллюзия превосходства» стряхивает с себя всю интеллектуальную двусмысленность и превращается в классический триллер про маньяка в доме. Спенсер Браун все-таки выбрал этот путь;
— в проблематике фильма легко считываются отсылки к британской классике вроде «Слуги» Джозефа Лоузи, где дворецкий в исполнении Дирка Богарта манипулировал слабым аристократом-хозяином. В этих садо-мазо-отношениях можно было увидеть грядущее стирание классовых границ в западном обществе и рост влияния среднего класса. «Иллюзия превосходства» заменяет это противостояние XX века проблемой XXI — когда именно тот самый баг проявит себя и призванная обеспечивать наш комфорт услуга превратится по отношению к нашему виду в паразита или даже хищника?
Минус:
— видно, что у Брауна был крохотный бюджет, отчего фильм практически на трех героев похож на телеспектакль. Но в любом случае это яркий дебют. Интересно посмотреть, что сделает режиссер, когда его пригласят на голливудские бюджеты. В том, что это случится, сомнений нет.
Фото: Netflix