, 3 мин. на чтение

Фильм ужасов «Крипер»: лучше бы новый парень Лиз оказался женат

Режиссер Осгуд Перкинс принадлежит к относительно новому поколению хоррор-режиссеров, которые готовы копать жанровые залежи глубже среднего голливудского уровня. История о хижине в лесу, куда отправляется влюбленная пара, пару десятков лет назад стала бы ужастиком с кровавой резней. Сейчас же это повод для психологического террора и размышлений о невозможности доверять даже более или менее близким людям.

В этом году об отношениях людей как ужасе ужасном было снято несколько интересных фильмов — недавний «Вместе» был посвящен созависимой любви, а «Компаньон» об удобном девушке-роботе — любви как эксплуатации. Перкинс исследует зыбкость близости и доверия и приходит к неутешительным выводам.

«Крипер» идет в кинотеатрах с 4 декабря.

Плюсы:

— у художницы Лиз (Татьяна Маслани) вроде бы очень хороший период в жизни — она уже целый год встречается с врачом Малкольмом (Россиф Сазерленд, сын знаменитого актера Дональда Сазерленда) — здоровым добряком, с которым, кажется, они понимают друг друга с полуслова. Лиз и Малкольм уже пережили этап, когда каждая реплика или жест может интерпретироваться как «красный флаг» — в их случае, даже если что-то в действиях любимого и может насторожить, это можно убрать давно привычной шуткой, кодовым словом, знакомым лишь им обоим. Как бы там ни было, Малкольм никогда раньше не приглашал Лиз в свой уединенный домик в лесу, и вот этот день наконец настал. Ужин с рыбой, несколько бокалов вина и в довершение тихого вечера на природе десерт — оставленный домработницей шоколадный торт в коробке, перевязанной ленточкой. Все же кое-кто пытается испортить идеальный вечер — Даррен, вечно пьяный двоюродный брат Малкольма, заявляется без приглашения с бутылкой и восточноевропейской моделью Минкой под ручку и портит настроение своими пошлыми комментариями. Время от времени в доме происходит нечто странное — то из вентиляции слышно чье-то пение, то в реке попадется старинный кулон, то кузен оставит в раковине часы, то Минка скажет что-то, после чего на шоколадный торт смотреть нет сил. Мало-помалу странности накапливаются, пока не достигают истеричного накала, и в этот момент хочется пожелать Лиз, чтобы Малкольм оказался женат, как она изначально подозревала. Правда о нем окажется ужаснее всего, что может себе вообразить настороженная и готовая ко всему современная женщина, не раз сталкивавшаяся с разными формами мужского обмана;

— Осгуд Перкинс работает много и очень интересно. В прошлом году его «Собиратель душ» оказался авторской интерпретацией хоррор-поджанра про поиски серийного убийцы, а последовавшая за ним «Обезьяна» — очень качественной и вполне классической экранизацией рассказа Стивена Кинга. «Крипер» тоже хоррор, но шаг совсем в другую сторону. Перкинс добавляет необходимые страшилки постепенно и внезапно, и когда это происходит удачно, от экрана невозможно оторвать взгляд;

— отличные актеры Сазерленд и Маслани — надежный увалень, в котором иногда просыпается какая-то хорошо скрываемая ярость, и трезво смотрящая на жизнь женщина. Актеры отлично играют в игру взрослых людей, которые испытывают личное пространство друг друга и в итоге взрываются от его полного нарушения без всяких предупреждений и этикета;

— стало уже общим местом напоминать, что Осгуд Перкинс — сын знаменитого исполнителя роли Нормана Бэйтса в «Психо» Энтони Перкинса и фотографа Берри Беренсон. Отец умер от СПИДа еще в 1992-м, мать разбилась в том самом самолете, влетевшем во Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года — темы фильмов Осгуда легко искать в его биографии. «Крипер» особенно поддается такой интерпретации — мало есть фильмов, выносящих самой попытке человеческих отношений более суровый приговор. И тут как раз тот случай, когда не знаешь, что страшнее — физиологически отталкивающий хоррор или тихое осознание невозможности доверия между двумя людьми.

Минусы:

— режиссеры нынешних хорроров считают, что не обязаны все обсасывать и объяснять до конца — им часто кажется, что достаточно вызвать у зрителей эмоцию, намекнув на смыслы, которых, возможно, за этими эмоциями нет. Важно, чтобы яркие или страшные (или яркие страшные) моменты остались в вашей памяти надолго и мучили по ночам. В «Крипере» очень много недосказанного в смысле сюжета, но есть очень сильные и хорошо сделанные сцены и ощущение безнадежности. Наверное, пока этого хватит. Может, много снимающий Перкинс в следующий раз добьет и проблему с понятной концовкой в довершение к своим несомненным талантам.

Фото: «Атмосфера кино»