С некоторых пор франшиза «Форсаж» почти полностью заняла собой весь сегмент жанра фильма об автомобильных гонках, сведя его к косым взглядам Вина Дизеля, визгу тормозов и захватывающей дыхание операторской и каскадерской работе. Жанр от этого только обеднел, потому что все остальные элементы хорошего кино в «Форсажах» неправдоподобны и полны штампов.
«Ford против Ferrari» (в кинотеатрах с 14 ноября) на фоне остальных фильмов об автомобильных гонках, даже таких основательных, как «Гонка» (2013) Рона Ховарда и «Жажда скорости» (2014) Скотта Во, смотрится как вполне себе претендент на «Оскар», что для картины спортивного жанра большая редкость.
Во-первых, фильм снят Джеймсом Мэнголдом, который два года назад финальным «Логаном: Росомахой» реабилитировал среднюю кинофраншизу о самом известном человеке Икс. И это благодаря ему Анджелина Джоли получила свой «Оскар» за «Прерванную жизнь», а Риз Уизерспун — за «Переступить черту».
Во-вторых, главные роли играют Мэтт Дэймон и Кристиан Бэйл. Первый — почти плакатного американского героя-гонщика Кэрролла Шелби, из-за проблем с сердцем переквалифицировавшегося в автомобильного конструктора, второй — хозяина автосалона, неудачника Кена Майлза, который разбирается в гоночных машинах лучше всех в бизнесе.
В 1960-х терпящая убытки из-за устаревших моделей Ford Motor уговаривает Шелби набрать команду для участия в престижных гонках во французском Ле-Мане после того, как компании не удалось купить итальянскую Ferrari, чтобы повысить свой статус. Шелби соглашается, но при условии, что за рулем обновленного «Форда» будет сидеть Майлз, которого он наблюдал на трассе. Мэнголд показывает удивительный эпизод в жизни любого профи, который раз в жизни находит родственную душу: во время гонки, наблюдая за Майлзом с трибуны, Шелби шепчет: «Еще рано, еще рано… » — и Майлз, не слыша его, выжидает подходящий момент, чтобы обогнать соперника и вырваться вперед. Когда два человека думают как один, рано или поздно им суждено сделать что-то великое.
Бюрократы-менеджеры из Ford недовольны выбором гонщика, которого они считают лузером-хиппи (что, по их мнению, плохо для имиджа работающей для массового потребителя компании), хотя этот «лузер» — ветеран Второй мировой и прошел всю Европу. Так что Шелби и Майлзу нужно не только обогнать Ferrari, но и ежедневно обходить корпоративные интриги. Мэнголд показывает мир автомобильных гонок не только как экшн-состязание (хотя финальная гонка в Ле-Мане впечатляет), а как высшее воплощение мужской мечты. Внутренний монолог Шелби, когда он для себя формулирует, почему его так тянет к машинам и скорости: «При семи тысячах оборотов в минуту машина исчезает, и остается только твое тело, несущееся в пространстве и времени», — становится в данном случае девизом человека, у которого есть мечта, а путь к ее достижению становится наваждением. Вы не обнаружите такого уровня высот настоящей мужской поэтики ни в одном из напичканных тестостероном, но все же как будто мультяшных «Форсажей».
Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ