«Форсаж» уже в 10-й раз пытается купить наше уважение
Не стоит ждать невозможного — мало какая кинофраншиза в истории кино смогла дожить до десятого фильма, не погрязнув в самоповторах и не скатившись к полной профанации. К чести «Форсажа 10» можно сказать, что его идеолог и почти бессменный исполнитель главной роли Вин Дизель пытается придумать какое-то развитие внутри заданного концепта. Так что начнем с плюсов.
Плюсы:
— «Форсаж 10» (в прокате США с 19 мая, у нас фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) начинается с приступа ностальгии — событий 10-летней давности, а точнее, из «Форсажа 5», когда гонщик Доминик Торетто (Дизель) и его команда тащили по улицам огромный сейф с миллионами бразильского наркоторговца Эрнана Рейса (Хоакин Де Альмейда). Теперь его сын Данте (Джейсон Момоа) поклялся отомстить за папу. Кадры из пятого «Форсажа», кстати, повод для режиссера Луи Леттерье показать покойного актера Пола Уокера, бывшего вторым после Дизеля в команде «Форсажа». Для кого-то это дань уважения, для кого-то — циничный способ нажиться на памяти актера — каждый относится к этому флэшбэку в меру своей испорченности;
— у плана мести Данте есть одно неоспоримое преимущество — он позволяет Доминику и его друзьям путешествовать по живописнейшим местам планеты. То приходится предотвращать взрыв почему-то Ватикана (не ждите логики в действиях Данте, как и в сценарии всего фильма), то участвовать в гонках в Бразилии, то гонять по дорогам Португалии. Местам действия и съемок в этом фильме позавидовал бы сам покойный Бонд;
— это не столько самостоятельный фильм, сколько попурри из предыдущих частей, благодаря чему в кадре появляются героини Хелен Миррен и Шарлиз Терон, а также впервые — Рита Морено в роли бабушки и Бри Ларсон. Не каждый фильм может похвастать сразу четырьмя обладательницами «Оскара», да еще в таких крохотных ролях, что моргнешь — пропустишь. И это если не считать ветеранов «Форсажа» Джейсона Стэтема и Джона Сину и саму Чудо-женщину Галь Гадот, которая и вовсе успевает только улыбнуться и сразу исчезнуть с экрана;
— Вин Дизель к десятому фильму уже дожил до того же возраста, что и Пирс Броснан и Дэниел Крейг в роли Джеймса Бонда. Данте говорит Торетто, что он устарел, что «шпионов заменили спутники, мы даже скоро перестанем машины водить», имея в виду, что талант водить машину лучше других скоро будет никому не нужен. Брюс Уиллис тоже это слышал где-то начиная с третьего «Крепкого орешка». Традиция героя боевика, которому после 50 постоянно напоминают, что пора бы ему на покой, но он каждый раз доказывает, что рано, будет продолжаться, пока будут собирать в прокате экшны, то есть всегда;
— «Форсаж» выполняет функцию фильма с продолжениями, который принято свысока называть примитивным, но каждый раз, судя по кассовым сборам, его бегут смотреть все. К счастью, «Форсаж» никогда не претендовал на лавры «серьезного» кино, его авторы прекрасно знают, что делает эти фильмы популярными — то, что они выглядят как раздутые длинные рекламные ролики машин, в которых главные голливудские качки меряются, у кого челюсть квадратнее. Здесь герои даже говорят друг другу «Я тебя услышал» — совсем как менеджеры из нулевых, когда «Форсаж» только появился.
Минусы:
— двоякое отношение к Джейсону Момоа в роли злодея Данте. С одной стороны, он играет эксцентричного персонажа на грани гей-кэмпа, что для «Форсажа» смело. С другой — его эксцентрика выглядит здесь чужой, что странно — кто, как не Момоа, должен органично вписаться в блокбастер с главными голливудскими качками;
— в одной сцене Торетто говорит Данте: «Невозможно купить уважение». Судя по бюджету «Форсажа 10» (целых 340 млн долларов, давно такого не было), участники проекта очень стараются именно что купить уважение зрителей — слово «семья», например, звучит здесь 56 раз, что для картины про летающие машины перебор.
Фото: Universal Pictures