«Французский вестник»: Уэс Андерсон смешит, восхищает и бесит своим нежеланием повзрослеть
С 18 ноября в кинотеатрах можно будет посмотреть неоднократно переносимый из-за пандемии десятый фильм (если считать только полнометражные) Уэса Андерсона, полное название которого звучит как издевательство — «Французский вестник. Приложение к газете “Либерти. Канзас ивнинг сан”» (попробуйте повторить в разговоре с друзьями).
Андерсон — давний любимец и интеллектуалов, и модников, и крупных компаний, которые заказывают ему рекламу. И их можно понять, уж очень его фильмы обаятельны. И все же в своем желании остаться вечным Питером Пэном режиссер перебарщивает.
Плюсы:
— этот фильм похож на изящное пирожное, в котором все вредные ингредиенты заменены полезными — без сахара, без глютена, без консервантов. Глаз отдыхает на «Французском вестнике», как и на предыдущих фильмах Андерсона, и это главная причина, по которой его все любят — это уютный мир, очень тщательно проработанный на всех планах. Зрителям нравится его разглядывать — так дошкольница с восторгом изучает подаренный на день рождения кукольный дом;
— фильм состоит из нескольких историй, выбранных из разных рубрик вымышленного еженедельника «Французский вестник», который Артур Ховицер-младший (Билл Мюррей) выпускает в выдуманном французском городке Аннуи-на-Блазе (ennui— «скука», blase — «пресыщенный»). Журнал — приложение к канзасской газете, знакомящее американских деревенщин с жизнью утонченных провинциальных французов, поэтому раздел «Политика» здесь объединен с «Поэзией», а автор рубрики «Вкусы и запахи» пишет не столько ресторанные обзоры, сколько криминальные репортажи. Таким образом, весь фильм Андерсона состоит как будто из экранизаций нескольких статей или, скорее, из описания того, как эти статьи готовились;
— в первой новелле «Художники и художества» есть голая Леа Сейду, играющая тюремщицу, которая заодно позирует обнаженной одному из заключенных, Мозесу Розенталеру (Бенисио дель Торо). Голая Леа Сейду — вполне причина сходить в кино и единственное объяснение, почему этот невинный детский фильм рекомендован зрителям 18+;
— Тимоти Шаламе в роли юного революционера, бунтующего против взрослых. Самый горячий сейчас актер в мире играет своего персонажа с кинематографической фамилией Дзеффирелли трогательным, но с иронией — все мы знаем, как закончили герои французской студенческой революции 1960-х;
— если вспоминать, кто повлиял на Андерсона, на ум прежде всего приходит Феллини. Как будто режиссер решил снять свой «Амаркорд», но с гротескными персонажами из «Сладкой жизни»;
— Андерсон — один из немногих американских режиссеров с европейским стилем. Кажется, что он и автор сценария Роман Коппола захотели показать во «Французском вестнике» то свое детское представление о скучающей и невозможно стильной Европе, когда они сами росли по другую сторону Атлантики. Это представление о Франции мальчика, который рос в Техасе, только мальчику сейчас 52 года;
— актеры, как всегда у Андерсона, безупречны. Фрэнсис Макдорманд, Бенисио дель Торо, Тильда Суинтон, Эдриен Броуди, Уиллем Дефо, Эдвард Нортон, Тимоти Шаламе, Джеффри Райт, Кристоф Вальц и другие обладатели «Оскара» и просто номинанты пробегают по экрану, надолго не задерживаясь, и ломают комедию изо всех сил ради любимого режиссера.
Минус всего один:
— конечно, когда речь идет о фарсе, сложно требовать от фильма глубины. И все же от «Французского вестника» остается ощущение не только легкости, но и поверхностности. Как будто Андерсон хотел сказать что-то важное, но в процессе отвлекся на цвет занавесок в кадре. Это безупречный с точки зрения стиля фильм, который как будто не вник в суть того, за что взялся. Часто режиссеры начинают свою карьеру с неровной работы, чтобы со временем достичь мастерства. У Андерсона все случилось наоборот. Его второй полнометражный фильм «Академия Рашмор» был настолько зрелым и качественно сделанным, что, казалось, в кино пришел большой серьезный режиссер с интересным будущим. Но Андерсон предпочел превратить свой стиль в бренд и двигаться по самому простому, каждый раз приносящему ему коммерческий успех пути. Рассказываемые им истории проносятся перед глазами с такой скоростью, что не успеваешь побыть с этими и правда интересными героями. История журналистки Люсинды в исполнении Фрэнсис Макдорманд прямо требует отдельного фильма, как и сюжет с комиссаром (Матье Амальрик), его матерью и сыном. Андерсон придумывает отличных ярких персонажей, чтобы разделаться с ними побыстрее и перейти к следующим. Это свойство профи, но не признак большого режиссера.
Фото: «Дисней Студиос»