Геннадий Устиян

«Фуриоса: Хроники Безумного Макса»: и нет нам покоя, гори, но живи

3 мин. на чтение

В нашем веке Голливуд нашел несложный способ зарабатывать деньги на старых идеях — просто меняя героям пол. Так «Охотники за привидениями» из 1980-х стали в 2016-м, к ужасу поклонников, женщинами, а франшиза «Хищник» никак не могла удачно перезапуститься, пока два года назад режиссер Дэн Трахтенберг не отправил сражаться с инопланетным охотником девочку-индианку в «Добыче».

Джордж Миллер, возрождая сагу о Максе Рокатански фильмом «Безумный Макс: Дорога ярости» в 2015-м, через 30 лет после своей трилогии 1970–1980-х, вписал в сценарий новую героиню Фуриосу, сыгранную Шарлиз Терон настолько хорошо, что она фактически выбила исполнителя главной роли Тома Харди на обочину, как боевые кочевники — фуру с топливом в самом фильме. Миллер всегда говорил, что придумал Фуриосе предысторию, еще когда приступил к съемкам в 2015-м. Результат мы видим только сейчас, спустя девять лет, но уже с Аней Тейлор-Джой вместо Терон. Так «Безумный Макс» в тренде времени стал из истории о пытающемся выжить в постапокалипсисе мужчине фильмом о похищенной из рая женщине.

Плюсы:

— «Фуриоса» начинается с практически библейского сюжета. Выросшая в цветущем оазисе посреди бесконечной пустыни десятилетняя девочка (Алила Браун) зашла слишком далеко в лес, сорвала фрукт и была наказана — похищена бандой байкеров, которые привезли ее к своему главарю с соответствующим его психическому состоянию именем Дементус;

— играющий Дементуса Крис Хемсворт явно упивается возможностью сыграть колоритного злодея после стольких лет в роли комиксового героя Тора. Он тут в некоторых ракурсах даже похож из-за накладного носа на Николая Черкасова в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна — фильме, явно повлиявшим на Джорджа Миллера в молодости. В свирепом мире, где люди держат свои эмоции при себе, пытаясь просто выжить, Дементус — выдающийся персонаж с чувством юмора и склонностью к философским размышлениям на тему обреченности бытия. Он проговаривает, что потерял детей — возможно, странно смотрящийся в суровых условиях пустыни плюшевый мишка, болтающийся у него то на спине, то на ремне — напоминание о прошлом, о мире, в котором была семья, человеческое тепло и детский смех. Этот медведь делает злодея Дементуса даже более человечным, чем он сам хочет казаться;

— алчный Дементус обменивает пленницу на владычество над Топливным городом на переговорах с Бессмертным Джо (роль, сыгранную в «Дороге ярости» умершим в 2020-м Хью Кияс-Берном, теперь исполнил Лейчи Халм), хозяином Цитадели, которую Дементус безуспешно пытается захватить. Фуриоса живет в Цитадели 15 лет и вырастает за это время в Аню Тейлор-Джой. Новая звезда хорошо вписалась в мир Безумного Макса — у нее от силы реплик тридцать, поэтому Тейлор-Джой играет почти весь фильм одними горящими жаждой мести глазами. Интересно, посмотрела ли уже фильм Шарлиз Терон, публично переживавшая, что не вернется к любимой роли?

— в смысле стиля фирменный мэдмаксовский стимпанк на месте и, как и раньше, отлично смотрится на фоне уходящих за горизонт барханов. Длинная, минут на пятнадцать, сцена нападения на фуру, когда девочка всего за минуту делает молниеносную карьеру из подсобного рабочего до водителя и становится той самой Фуриосой из «Дороги ярости», состоит из физических трюков, подправленных компьютерными спецэффектами там, где нужно. И хотя Миллер и его сценаристы подробно и качественно прописывают своих героев, фильм лучше всего смотрится, когда на экране начинается экшн и погоня — собственно, мы любим мир Безумного Макса именно за это.

Минус:

— и все же «Фуриоса» проигрывает «Дороге ярости», девять лет назад смотревшейся как невозможное — новое слово в коммерческом голливудском сиквельно-приквельном кино. Аня Тейлор-Джой играет историю слепой мести, героического персонажа на одной-единственной ноте. Фуриоса в версии Терон была уже сложнее, это был человек, разочаровавшийся даже в мести и знающий, что ничего интересного ее уже не ждет. Это отсутствие надежды гораздо больше подходило по настроению миру Безумного Макса, так что «Фуриоса», вполне пристойно смотрящаяся как приквел (тут мы узнаем, например, как именно она потеряла руку), как отдельный фильм вторична по отношению к «Дороге ярости». Возможно, это проблема первого впечатления, и оно изменится, если лет еще через девять посмотреть оба фильма так, как они чередуются по времени — сначала «Фуриосу», потом «Дорогу ярости», тогда траектория судьбы главной героини покажется одним целым.

Фото: Warner Bros. Pictures

Подписаться: