, 3 мин. на чтение

Герой «Метода исключения» убивает конкурентов за рабочее место. Да, это комедия

Пак Чхан-ук говорил, что стать режиссером он захотел в детстве, когда посмотрел «Головокружение» Хичкока, а среди любимых писателей называет Воннегута и Достоевского. В общем, так и получается — в новом фильме корейского режиссера номер один «Метод исключения» (в кинотеатрах с 4 декабря) видно влияние всех троих.

Плюсы:

— «У меня есть все», — заявляет счастливый Йу Мэн-су (Ли Бен-хон), обнимая одновременно красавицу-жену, двоих детей и любимых золотистых ретриверов во дворе своего дома, где он только что пожарил на гриле присланного начальством угря. Радоваться счастью у Мэн-су получилось недолго — подаренный угорь скорее входил в пакет компенсации при увольнении, а не служил намеком на будущее плодотворное сотрудничество. Новые американские владельцы южнокорейской компании по производству бумаги «Солар» сокращают 20% сотрудников, и Мэн-су, проработавший на одном месте 25 лет и еще вчера репетировавший гневную речь против увольнения коллег, сам пакует вещи. Жена Ми-Ри (Сон Е-джин) перечисляет, от чего придется отказаться, пока глава семьи ищет новую работу: среди прочего от собак, мяса в супе, к тому же придется переехать из дома и снять квартиру, распродать ковры и матрасы и даже отказаться от подписки на Netflix («Хуже уже быть не может», — комментирует оставшийся без сериалов сын и удаляется в свою комнату смотреть их впрок). Самое болезненное урезание бюджета связано с дочерью, которая подает надежды стать великой виолончелисткой, но семья теперь не потянет оплату преподавателя. Мэн-су готов ради работы буквально на все — зверея после очередного отказа, он добывает резюме других соискателей на место менеджера в компании «Бумага Мун» и ставит перед собой задачу устранить их физически. Начинается комедия положений;

— если вам нужно посмотреть один фильм о том, что делает капитализм с человеком, «Методом исключения» можно ограничиться — со времен «Паразитов» южнокорейское кино не выпускало фильма, который так смешно показывал бы гримасы рыночной экономики;

— «Метод исключения», снятый по роману Дональда Уэстлейка «Топор», посвящен всем уволенным, которые еще совсем недавно считали свою жизнь стабильной, а судьбу — свершившейся. Мэн-су терять нечего — большая часть профессиональной жизни позади, старые заслуги (например, звание «Бумажник года», полученное в 2019-м), как оказывается, ничего не значат, а будущее безрадостно. Вместо того чтобы жизнь с возрастом становилась лучше, происходит ровно наоборот. На лице Ли Бен-хона страх сменяется отчаянием, а потом и стыдом от того, что он не состоялся как муж, отец и член общества — Пак Чхан-ук не дает своим героям остаться одномерными. Мэн-су проходит через весь ад битвы за желаемое место, превращаясь из законопослушного зануды в злостного рецидивиста, и, начав следить за своими жертвами, понимает, что они такие же лузеры, как и он сам. Все они в одной лодке, но это не отменяет необходимости их утопить;

— самые смешные сцены те, во время которых Мэн-су пытается убить конкурентов. Например, когда он держит над одним из них горшок с цветами, не подозревая, что за ним уже какое-то время наблюдают. Или во время одного неудавшегося покушения его кусает в ногу змея, и в результате нелепой путаницы жена жертвы начинает отсасывать яд из места укуса. Конечно же, именно в этот деликатный момент Мэн-су звонит жена;

— «Метод исключения» заканчивается издевательской сценой, которая зло комментирует все предыдущие злоключения героя и намекает на то, что впереди его ждет еще более тяжелая и неравная битва. Мечта никогда не бывает такой, какой ты ее себе представлял, и кому об этом снимать, как не автору «Олдбоя», «Служанки» и «Решения уйти».

Минус:

— это идеальный фильм, достойный всех наград мира, но любую историю можно рассказать за 2 часа и меньше, а не за 2 часа и 20 минут (столько длится «Метод исключения»). Когда Мэн-су в очередной раз берется за лопату, хочется ему посочувствовать, а не смотреть на часы.

Фото: «Вольга»