«Гипнотик» Бен Аффлек бежит из ловушки системы прямо в западню наивного протеста
На протяжении своей тридцатилетней карьеры Роберт Родригес, начинавший с фильмов с крохотным бюджетом в несколько тысяч долларов, перепробовал многое, от детской франшизы «Дети шпионов» до по-взрослому эстетского «Города грехов», и все же общая линия его творчества вырисовалась — это недорогой сайенс-фикшн, заигрывающий с трэшем.
Слово «недорогой» в данном случае совсем не тождествен «мусорному» или «дешевке». Напротив, экономя деньги, Родригес может позволить себе быть независимым от больших киностудий и продолжать снимать то кино, которое ему нравится. А именно сейчас ему нравится, как Бен Аффлек, обладающий способностью подчинять людей силой мысли, объявляет войну системе (на самом деле Родригес написал сценарий около 20 лет назад, но только недавно смог приступить к экранизации). «Гипнотик» вышел в прокат США 12 мая, в российских кинотеатрах — с 6 июля.
Плюсы:
— это вполне честно сделанный триллер категории «Б» с участием актеров категории «А»;
— начало смотрится заманчиво: полицейский детектив Дэнни Рурк (Бен Аффлек) в очередной раз оплакивает пропавшую несколько лет назад дочь Минни на приеме у психоаналитика. Подозреваемый в похищении оказался невменяемым и не смог рассказать, где искать девочку, и теперь Дэнни сходит с ума от чувства вины — Минни пропала практически у него на глазах. Прием у психотерапевта прерывает звонок партнера Дэнни по патрулю Никса (Джей Ди Пардо) — поступило сообщение, что готовится налет на банк, точнее, речь идет о конкретной ячейке, в которой Дэнни находит фотографию дочери. Как связано ограбление банка с исчезновением дочери? Кто играет в жестокие игры с Дэнни? И главный вопрос: как Роберт Родригес выкрутится из закрученной им интриги?
— Родригес выкручивается, несколько раз на протяжении фильма меняя направление сюжета так, что пересказывать его означает напроситься на обвинения в спойлерах;
— «Гипнотик» утверждает, что все мы живем в сконструированных если не другими, то нами самими реальностях — ходим одними и теми же маршрутами и редкие выходы из привычных пузырей считаем побегом в другой мир. Этим фильм похож на «Начало» Кристофера Нолана (с небольшими заходами во «Вспомнить все»), только «Гипнотик» смотрится как «Начало» для бедных;
— Родригес явно хочет предъявить государству (или в данном случае — таинственным влиятельным людям, тому самому 1% богатого населения) обвинение в том, что его цель — держать людей под контролем, прикрываясь разговорами о демократии, прекрасном будущем и прогрессе. Он проговаривает вполне популярную сейчас теорию, что помешанное на постоянном экономическом росте и технологиях общество само ведет себя к краху, забыв о ценностях, исповедуемых людьми, которые просто хотят жить так, как жили их родители и они сами, скажем, в идеализируемых сейчас 1990-х. Фильм с его ретроэстетикой и отсылками к «Помни» Кристофера Нолана и сам выглядит как трогательный реликт из того времени, особенно в сравнении с соседями по киноафише вроде «Стражей Галактики». И если Marvel предается ностальгии на поверхностном уровне, включая в саундтрек старые песни, то тоска Родригеса по прошлой «настоящей», не виртуальной жизни основана на серьезном идеологическом протестном фундаменте.
Минусы:
— Бен Аффлек откровенно скучает в отсутствие хороших реплик, тем более что он уже играл похожих героев в «Часе расплаты» Джона Ву и «Цене страха» лет двадцать назад. Такое ощущение, что он просто захотел провести месяц-другой в компании Родригеса;
— актеру Уильяму Фихтнеру в роли главного злодея Деллрэйна, который весь фильм преследует Дэнни, здесь совсем нечего делать кроме того, что загадочно смотреть на всех вокруг (так работает гипноз) и подчинять их силой мысли. Выглядит все немного нелепо и совсем не страшно;
— начавшись с интересной загадки, «Гипнотик» заканчивается банально. Главный герой противостоит плохим ребятам, которые хотят управлять миром, и побеждает! Как будто в кино когда-то было иначе.
Фото: «Централ Партнершип»