Геннадий Устиян

«Гладиатор 2»: Вашингтон въезжает в Рим на коне

4 мин. на чтение

В 2000-м «Гладиатор» был одним из последних исторических блокбастеров, снятых по голливудским канонам XX века — фильмов вроде «Бен-Гура» и «Спартака», чьи зрелищные экшн-сцены и участие международных звезд приносили деньги в кинотеатрах, а качество драмы — номинации на «Оскар». Фильм Ридли Скотта собрал в мировом прокате 465 млн долларов, став второй самой кассовой картиной 2000-го, и получил пять «Оскаров», в том числе как лучший фильм года и за лучшую роль Рассела Кроу (тот факт, что Скотт не получил «Оскар» за режиссуру, породил шутку, что лучший фильм года снял себя сам). Удивительно, что после такого успеха мы ждали сиквела почти четверть века.

Плюсы:

— первый «Гладиатор» был не просто еще одним, пусть и успешным, фильмом. Его время и место действия и темы мести и власти прочно осели в сознании современного человека (недавний мем «Как часто ты думаешь о Римской империи?» в какой-то степени обязан и «Гладиатору»). Переосмысленный сказочный миф о простом, но достойном человеке, который бросил вызов власти и победил, актуален всегда. Новый сиквел добавляет другой сказочный миф — о нищем принце, вернувшемся домой и отомстившем обидчикам. Чем вам не Дональд Трамп — бросивший вызов истеблишменту бывший правитель, вернувшийся к власти после четырех лет изгнания и судебных преследований?;

— «Гладиатор 2» не отступает от сюжета первого фильма, наоборот, продолжает его со всем уважением — сын Луциллы (Конни Нильсен), дочери императора Марка Аврелия (Ричард Харрис) и сестры Коммода (Хоакин Феникс), был вынужден в 12 лет бежать из Рима в Северную Африку, чтобы не стать жертвой дворцовых интриг, и вырастает в воина Ганона (Пол Мескал). Во время нападения на Нумидию генерала Марка Акация (Педро Паскаль) жена Ганона убита, сам он попадает в плен и, как и Максимус (Рассел Кроу) в предыдущей части, оказывается на арене Колизея (выстроенного специально для фильма в натуральную величину, никаких компьютерных спецэффектов, слава богам). Все, что происходит дальше, настолько по сюжету близко к первому фильму, что кажется, будто перед нами не сиквел, а ремейк, только про сына главного героя (на самом деле сын ли Ганон-Луций Максимусу — мы точно не знаем, но есть люди, которым выгодно думать, что это так). Мнения о сюжете могут у зрителей разделиться: с одной стороны, фильму не помешала бы история пооригинальнее, с другой — если вам нравился первый «Гладиатор» (а он нравится 99% населения Земли), жаловаться не на что, не зря он называется так же, только с цифрой 2;

— Луцилла, единственная героиня, перешедшая во вторую часть из первой, может гордиться сыном — из него не только получился хороший воин, но между битвами он читает вслух Вергилия (и так она соображает, что нашла потерянного ребенка). Вывод: сколько ни отучай ребенка от манер и ни заставляй пасти коз, хорошее образование все равно себя проявит;

— если в старом «Гладиаторе» за амплуа злодея отдувался Хоакин Феникс (и делал это очень хорошо), то в новом коварным манипулятором оказывается Макрин (Дензел Вашингтон), бывший раб Марка Аврелия, который получил свободу и воспользовался ею сполна — настолько, что интригами вошел в доверие к императорам Гете (Джозеф Куинн) и Каракалле (Фред Хехингер) и стал самым влиятельным человеком в Риме. Вашингтон, конечно, переигрывает в этом фильме всех, но иначе и быть не могло — если его не номинируют на «Оскар» за роль второго плана, это будет главный грабеж года у всех на виду;

— здесь вообще, как всегда у Ридли Скотта, все актеры хороши, а за Пола Мескала, который после выхода «Гладиатора 2» в прокат (в Америке — с 22 ноября, у нас фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) станет международной звездой уровня Тома Круза и…  Рассела Кроу, нельзя не порадоваться, потому что заслужил;

— Ридли Скотт помнит если не о хлебе (в фильме есть древнеримские уличные кафе вопреки всякой исторической правде), то о зрелищах. Гладиаторы в Колизее сражаются со злобными клыкастыми павианами и носорогом и инсценируют морскую битву греков с персами при Саламине, вплоть до кружащих вокруг акул, которые хватают упавших с кораблей несчастных. Режиссер помнит, что после нескольких сцен с болтовней нужно бросить нам экшн-кость, и мы ему за это благодарны. Скотт вообще в свои 86 лет смотрится в современном кино одним из последних патриархов, кто может внятно рассказать увлекательную историю и не опускается до экранизаций комиксов. То, что у одного из главных батальных киноэкспертов до сих пор нет «Оскара» — недоразумение и позор.

Минусы:

— с историей, как всегда в Голливуде, здесь обращаются как попало. Например, Каракалла убил Гету прямо на глазах у их матери, что могло бы быть основой для дополнительной отличной драмы (Изабелла Росселлини была бы очень хороша в этой роли), но в фильме все происходит иначе, хотя эти изменения ничего не значат для сюжета. И ради эффектного финала было пожертвовано возможностью показать более важную роль Макрина в истории Римской империи, но увы;

— такое ощущение, что Скотту или скучно, или он так много снимает, что весь процесс съемок у него происходит на автопилоте. Сцены как будто не доиграны — Луцилла даже не пытается поцеловать вновь обретенного сына на прощание перед, возможно, разлукой навсегда, и кажется, что режиссер стремится урезать хронометраж фильма за счет качества сцен, каждая из которых заканчивается чуть раньше, чем зрители могут ее оценить. В первом «Гладиаторе» такого было сильно меньше. Неизвестно, пересмотрел ли Скотт свой же фильм 24-летней давности. Наверняка он бы ему понравился. Возможно, он бы даже сказал, что еще недавно кино умели снимать лучше.

Фото: Paramount Pictures

Подписаться: