Главная мысль сериала «Замерзшие»: собираешься мстить — копай две могилы
Девять лет назад Ира (Ирина Вербицкая) ушла от сильно пьющего врача Сергея (Даниил Воробьев) к менту Жене Рудину (Артем Быстров). Сережа, залив глаза, гонялся с ружьем за ней и сыном Артемом (Максим Карушев) по всей Костомукше, а обладатель тургеневской фамилии Рудин — настоящая звезда, суровый опер, пересажавший (исключительно за дело) половину города.
С тех пор новая семья жила душа в душу, Женя учил Артема драться и стрелять. Сергей тем временем справился с алкоголизмом и решил восстановить отношения с сыном. И вот в очередной день рождения Артем с обоими папами отправился в развлекательный центр. Ира тем временем поехала покупать сыну гитару, а потом ее нашли в собственной машине — мертвую, голую и покрытую инеем. Женя, пренебрегая правилами, берется за расследование вместе с безнадежно влюбленной в него напарницей Машей (Лена Тронина). Однако крутой Рудин не знает, как и куда приведет его дело всей жизни и сколько еще трупов оставит за собой убийца, которого местные блогеры быстро прозвали Морозильником.
Новый оригинальный сериал для сервиса Ivi поставил Адильхан Ержанов — казахстанский режиссер, который снял несколько полнометражных фильмов в копродукции с Францией и недавно получил спецприз Венецианского фестиваля с картиной «Голиаф». Азиатская брутальность перекочевала и в его первый сериал, однако здесь она уравновешена пронизывающим холодом, в котором действуют герои.
«Замерзшие», строго говоря, являются развернутой на семь серий иллюстрацией мысли о том, что месть надо подавать холодной. Вторая расхожая максима, приходящая на ум — если собираешься мстить, следует выкопать две могилы. Одну для обидчика, а вторую себе. Однако на этом отсылки к вестернам и тарантиновскому «Убить Билла», пожалуй, и заканчиваются. Если говорить об остальных более или менее очевидных источниках вдохновения или кинопобратимах, то на ум приходят и «Олдбой», и финчеровские «Семь», и, разумеется, отмороженные (в буквальном смысле) скандинавские сериалы во главе с «Мостом». Справедливо отметить здесь, что и актерский состав подобран великолепно — отдельно хочется отметить всегда разного Воробьева — одного из лучших русских актеров прямо сейчас.
«Замерзшие» — это еще и поразительно стилистически цельная штука, даже на фоне других проектов компании Sreda, всегда отличающихся тщательно вылизанной картинкой. Холодные интерьеры, погони при свете северного сияния, красная куртка Рудина, мечущегося среди синего и белого — так тщательно и точно с цветом и светом в России обычно не работают.
Сценарий написан Александром Матвеевым и Максимом Ивановым, так что по запутанности «Замерзшие» временами напоминают «Бег улиток», которым Иванов дебютировал. Однако здесь проекту не дает скатиться в мутную претенциозность острая и точная режиссура Ержанова. Кадры выстроены с геометрической беспощадностью, легкий сюрреализм происходящего не раздражает, а только подстегивает интерес. Мистический туман первых серий к финалу уверенно рассеивается, оставляя кристально ясную, законченную историю. В обертку до предела взвинченного, остросюжетного триллера Ержанов упаковал медитацию о воспроизводстве зла, механизмах мести и искупления — всех тех вещах, которые, в общем, не слишком разнятся в карельских сугробах и под белым казахстанским солнцем.
Фото: Okko